Дело в том, что к 2014 году в России был накоплен некоторый "жирок" за счет невероятно выгодной конъюнктуры мировых цен на нефть. Эти цены начали расти фактически с восшествием Путина на престол, примерно с 2000 года и в отдельные годы доходили почти до 150 долл. за баррель. Нефтяной бум с небольшими колебаниями в 2008-2009 гг. продлился до 2014 года.
Катастрофа с ценами на нефть началась, как мы помним, в 2014-2015 годах, однако первые признаки экономического кризиса появились в России еще в 2013 году. Для стран, сидевших, как РФ на нефтяной игле это была именно катастрофа - недаром даже в Саудовской Аравии, где на 40 млн населения нефти в три раза больше, чем в РФ (не говоря уж о том, что добывать ее там намного легче, чем в Сибири), возник бюджетный дефицит.
Но подчеркну еще раз - экономический кризис в России начался еще ДО падения мировых нефтяных цен и ПРИ отсутствие мирового экономического кризиса. Из чего следует простой вывод - российский экономический кризис, начавшийся в 2014 году, был вызван прежде всего исчерпанием той паразитической модели экономики, которая была создана в России еще во времена Гайдара-Ельцина и расцвела в эпоху Путина.
Просто в России к 2013 году уже невозможно было и дальше жить так, как жили последние 20 лет. То есть, тупо выкачивать нефть и газ из месторождений, открытых и разработанных еще при советской власти и не менее тупо проживать индустриальное советское наследство.
Собственно, нападение путинской РФ на Украину в значительной степени было призвано отвлечь внимание россиян от этого национального экономического кризиса.
В начале нынешнего 2017 года министры Путина и он сам запели ритуальные мантры на тему, что кризис преодолен. Однако в апреле уже не поют. Статистика за январь и февраль оказалась хуже, чем ожидалось.
Однако настоящий коллапс разразится вероятно в 2018-2019 гг., начавшись, как всеобъемлющий банковский кризис. Дело в том, что до 2014 года многие россияне накупили автомобилей, компьютеров и другой недешевой техники. Накупили, естественно в кредит. Поскольку рубль 2014-2015 упал по отношению к доллару почти вдвое, а доходы от нефти и газа продолжали сокращаться, в стране начался рост цен и, соответственно падение реальной заработной платы. Хуже того, на многих предприятиях и в учреждениях стали задерживать ее выплату.
Причем, это происходит не только в провинции, но и в «жиревшей» Москве. Например, некоторым коллегам-журналистам зарплату не выдают уже по полгода и больше. Интересно, что такая ситуация сложилась даже в известном пропутинском журнале «Эксперт», журналисты которого уже подают в суд на своих работодателей, чтобы отсудить давно не платившуюся им зарплату.
Еще пример. Наши родственники в одном большом российском городе-миллионнике, как и многие другие россияне, внешне выглядят еще неплохо - в семье две машины-иномарки. Только вот ездить на них они уже не могут — на бензин денег нет. А ведь за эти авто еще надо расплатиться с банком. А как они выходят из положения? Естественно, берут новые кредиты в том же, или в другом банке. Чтобы отдать одни кредиты, люди берут другие, затем третьи и так далее. И банки дают. Возникает бешенная закредитованность.
Естественно, так не может продолжаться бесконечно. Расплата в виде банковского, а затем и общего социально-экономического коллапса неизбежна. Перерастет ли этот экономический кризис в революцию — вопрос. Но массовые волнения в 2018-2019 годах в России весьма возможны. Вполне вероятно, что формальные поводы для них будут не экономические, а политические или социальные (как, например, недавние «антикоррупционные» митинги), но экономическая подоплека под ними будет однозначно. Удержит ли Путин в ходе этих волнений власть — также вопрос, который пока остается открытым.