Александр, что для Вас означает понятие «русский мир»?
Сочетание двух вещей - территориального расширения и навязывания своей специфической системы ценностей (некой особой духовности, которую в РФ считают своей миссией) с моей точки зрения и есть суть «русского мира».
Это явление имеет исторические корни и сохранилось в России, несмотря на многочисленные «сломы». Следует начать с реформ Петра первого: казалось бы, изменилось очень многое, ведь была введена западная ориентация, Россия становится империей и одной из 5 великих европейских держав. Все вроде бы замечательно. И, тем не менее, Россия постоянно сбивается на этот агрессивный путь. Только если раньше агрессия России была в Европу, то так появилась агрессия на Азию.
Далее 1917 год. Казалось бы, Ленин поставил задачу сломать государственность, уничтожить ее. Но нет: она опять возрождается в форме того, что сейчас принято у русских называть «сталинской империей», сталинским имперским возрождением. Происходит тот же самый исторический процесс: территориальные захваты, оккупация восточной Европы под видом «Варшавского договора», берлинская стена, «железный занавес».
Затем 20-й сьезд КПСС. Снова, казалось бы, ломается парадигма. Но возвращение к ней мы видим в 1968 году.
Затем 1991-1993 года: снова говорят о революции и о сломе имперской системы. Но снова неудача, снова не получается.
Вот эту имперскую основу России сломать практически невозможно. И не даром сторонники "русского мира", мои бывшие коллеги и руководство Российского института стратегических исследований (РИСИ), которые сейчас благополучно находятся в составе попечительского совета телеканала "Царьград" говорят о том, что «Россия не может быть не империей». Они говорят о том, что если у США есть своя миссия определенных ценностей, которые они несут миру, то и у России есть своя миссия, набор этих «ценностей».
А что это за ценности? Прежде всего, это ценности государственные и религиозные. В наиболее крайнем своем выражении "русский мир" несет идею того, что православие является единственной и истинной религией. Оно может сотрудничать (поскольку Россия многонациональное государство) с исламом, но оно противостоит западным вероисповеданиям – в первую очередь католицизму и протестантизму во всех его формах.
Соответственно, из этого делается вывод о том, что рядовой человек должен быть подчинен государству и религии: быть инструментом деятельности государства, должен поддерживать начальство, жертвовать всем для государства и руководства страны. Это внедрялось, воспитывалось и только где-то в конце 80х–начале 90х годов, появляется тенденция, когда современное поколение уже перестает это слушать. Но это только тенденция. И мы еще не знаем, завершится ли она чем-то позитивным или так и умрет в новых волнах "русского мира".
Тем не менее, среди сторонников "русского мира" есть много людей и с татарскими и другими неславянскими фамилиями. То есть, существует много нетипичных сторонников, которые поддерживают нынешнюю политику и, в общем-то, живут в той парадигме, которую вы описали. Это феномен или некая модерновость?
Вопрос не крови. Мы все очень хорошо знаем историю «третьего рейха» и никак не можем удержаться от параллелей. Я считаю, что обвинения абсолютно не корректны. «Третий рейх» умер и все попытки притянуть его за уши у любого историка вызывает ощущения как гвоздем по стеклу. Это невозможно даже критиковать.
Поэтому, это не вопрос крови, как было в Германии, а вопрос определенной духовной ориентации. Меня обвиняют за мою позицию, называют «русофобом», говорят о том, что я якобы призываю к уничтожению русского народа и т.д. Ни к какому уничтожению русского народа я никогда не призывал и не призываю! Даже среди русских встречаются очень приличные лица. Но мы сейчас говорим не о частном, а об общем. А общее – это вот такое состояние души. И здесь не важно, калмык ли человек, татарин, или якут, русский или немец.
Вокруг идеологии "русского мира" очень много мифов. Например, часто звучит такой тезис, что все люди, говорящие на русском языке, знающие хорошо русскую историю, кинематограф, литературу и прочее автоматически становятся частью "русского мира". Вы вот тоже подходите под эту класификацию. Так ли это?
А вот поэтому я и говорю о системе ценностей. Да, я не дурно владею русским языком. Я защитил две диссертации. Но вот эти имперские ценности, как с точки зрения исторической правды, так и с этической точки зрения - они для меня неприемлемы. Мало того, тот образ жизни и та манера жизни, которые несет "русский мир", он с моей точки зрения тоже неприемлем и антиэстетичен.
С моей точки зрения, "русский мир" противостоит прогрессу и гуманистической рационалистической цивилизации. То есть всему тому, что берет начало в античности, продолжается в эпоху реннесанса, в эпоху Возрождения, в эпоху Просвещения и имеет ту тенденцию развития.
Что реально заявляет "русский мир"? Он говорит о том, что любой человек, родившийся в его рамках и на его территории, автоматически является православным или представителем дружественных православных конфессий и автоматически принимает его ценности. То есть автоматически является русским патриотом. И поэтому нет более обидных слов для моих оппонентов, когда я говорю – «вы, ваша страна, в вашей стране, у вас» и т.д: они это воспринимают как жесточайшее оскорбление. Хотя, по сути, я ничего оскорбительного не вижу.
Я не испытываю враждебности к России и к "русскому миру". Я заявляю только о том, что я от него полностью дистанцирован. Ничего, кроме места проживания и языка меня с ними не связывает. И этой системы ценностей я не принимаю. И я же вовсе не навязываю им свою. Я просто заявляю о том, что их система – не для меня и для ряда людей, которые живут в России (таких, по моим оценкам, от 15-18 до 20%). Причем, это не связанно не с уровнем образования и не с местом проживания. Это вообще ни с чем не связанно. Вы можете найти представителей абсолютно здравомыслящих и культурно мыслящих в любой точке и в любом социальном слое. А можете среди образованнейшей публики найти такое...
Пореченков? Прилепин?
Как Прилепин. Такие берут автомат и идут воевать. Или как бывший директор РИСИ Решетников - заявляет, что интересы человека нельзя ставить выше интересов общества, и уж тем более, выше интересов Бога. Такая вот определенная у них система ценностей.
Второй и очень сложный вопрос - что с этим всем делать тем, кто не принадлежит к этому «русскому миру», кто на свое несчастье с ним граничит и кто подвергается угрозам с его стороны?
Я убежден, что основа происходящего сейчас с Россией и с теми, кто с ней граничит, на самом деле не в злой воле лично Путина. А в реализации этого русского потенциала, который был несколько придавлен в начале 90-х годов и который прорвался вот такой контрреволюционностью. Не было бы Путина, уверяю вас, был бы кто-то другой, аналогичный.
А куда "русский мир" приведет нынешнюю Россию?
Я думаю, что он приведет к катастрофе. Причем, эта катастрофа будет иметь очень много аспектов. Во-первых, это будет колоссальный экономический упадок. Во-вторых, «русский мир» приведет к международной изоляции России. А Россия, все-таки, в силу целого ряда причин экономического и инфраструктурного характера - это не Северная Корея.
В-третьих, одновременно это приведет и к крайне негативным международным последствиям. Уже привело – и эти последствия будут только нарастать. И мы наблюдаем, на самом деле, достаточно быстрый процесс.
Все то, о чем я говорил и писал ранее на сегодняшний день уже становится мейнстримом. Например, что Россия является фактически террористическим государством я писал несколько месяцев назад – и вот на западе об этом говорят уже практически свободно.
Четвертый момент последствий – это приведет рано или поздно к различным формам распада. Распад будет происходить очень постепенно, на экономической основе, а также на основе кризиса нынешней системы вертикали власти. Когда все средства поступают в один мешок (называемый бюджетом), там перераспределяются – и тем самым получается, что дотационные регионы снабжаются наряду с регионами-донорами.
Вот эта ситуация, по мере истощения ресурсов, неизбежна. Она будет вызывать определенное напряжение: в регионах-донорах пойдет движение аналогичное «Хватит кормить Кавказ» (или другой депрессивный регион).
Но перераспределительная система работает только до тех пор, пока есть, что перераспределять.
«Великая русская культура», о которой много говорят – она самостоятельная часть или во многом где-то производная европейской культуры?
Русская культура является производной от европейской.
Если говорить об архитектуре и городском укладе, то не углубляясь в ранние периоды, когда для строительства кремлевских сооружений привлекались итальянские мастера, «моду» в этой сфере задал 18 век - период империи, время активного заимствования.
Началось строительство Санкт-Петербурга и значительно позже появились уникальные здания в некоторых районах Москвы. А больше в России городов с собственным лицом, на самом деле, и не существует. Вот Тверь, допустим, является там неким подражанием Петербургу. А сам Петербург пытался подражать Стокгольму.
В конце же 18-начале 19 века наступил так называемый «золотой век». Мы восхищаемся, допустим, собраниями Эрмитажа которые в сущности были закуплены в основном Екатериной за счет того, что сейчас назвали бы госбюджетом.
Подъем русской культуры 19 века обрывается революцией.
Поэтому когда мы говорим о русской культуре, мы должны понимать, что в ней существовала прослойка людей как раз в значительной степени западноориентированых.
То есть апелляция к «великой русской культуре» - это такая фигура речи?
В России считают, что творчество Чайковского и Рахманинова выросло из русской народной музыки. Крайне сомнительный тезис.
Они также считают, что Пушкин стал Пушкиным благодаря сказкам своей няни, а не благодаря чтению Байрона и Андре Шанье.
Да достаточно посмотреть советское издание собрание сочинений Лермонтова: там Лермонтов возводил себя к испанской знати.
И вообще попытки ассоциировать себя с европейской культурной аристократической традицией, неважно насколько они обоснованны - это очень показательно на самом-то деле. Поэтому не народные песни слушали российские композиторы. И Наташа Ростова практически не говорила по-русски (хотя при этом Лев Толстой тут же пишет о том, что неведомо откуда в ней поднимается вот этот русский дух, когда она танцует).
Кремлевские идеологи вырывают русскую культуру из европейского контекста и русскую историю из контекста мировой истории и мировой культуры.
Александр, в чем блеск и в чем нищета "русского мира"?
Блеск наверное в том, что для русского человека он является некоей психологической компенсацией окружающего убожества и полного отсутствия умения жить. За этим стоит поверхностное образование людей – и «русский мир» компенсирует им эту ситуацию.
В чем нищета? В том, что «русский мир» в конце-концов ведет к катастрофе – как к духовной, но даже и физической - мы сейчас видим, что происходит чисто физическое и нравственное вырождение в России, которое достигли невероятных масштабов.