ГлавнаяМир

"Имперскую основу России сломать практически невозможно", - Александр Сытин

Александр Сытин в Киеве - гость нечастый, его проще увидеть практически в каждом ток-шоу на российских центральных каналах. При чем, будучи русским и коренным москвичем, там он последовательно выступает против проводимой Кремлем нынешней внешней политики - изначально был против оккупации Крыма и начала войны против Украины. За что, собственно, и был уволен из РИСИ - структуры СВР, отвечавшей за информационно-аналитическое обеспечение Администрации Президента РФ.

Услышать мнение российского аналитика на извечный мировозренческий вопрос - "Что такое Россия?" получилось во время его приезда в Украину для участия в программе "Блеск и нищета русского мира" на "Украинском радио". Ниже предлагаем текстовую версию эфира.

Александр Сытин
Фото: Facebook/Аждар Куртов
Александр Сытин

Александр, что для Вас означает понятие «русский мир»?

Я думаю, что "русский мир" - это не идеология, а реализация исторического пути.

Российская парадигма - несмотря на эпохи и правителей, остается прежней, она базируется на двух столпах: первый - это бесконечное расширение пространства. А второй - убеждение в некой эксклюзивности - русские считают себя носителями некого даже не знания, а особой духовности, которую они считают своей миссией навязать другим.

Вот сочетание этих двух вещей - территориального расширения и навязывания своей специфической системы ценностей, с моей точки зрения, и есть суть «русского мира».

Это явление имеет исторические корни и сохранилось в России несмотря на многочисленные «сломы». Начнем с реформ Петра первого: казалось бы, изменилось очень многое - ведь была введена западная ориентация, Россия становится империей и одной из 5 великих европейских держав. Все вроде бы замечательно. И, тем не менее, Россия постоянно сбивается на этот агрессивный путь: только если раньше агрессия России была в Европу, то при нем появилась агрессия в Азию.

Далее 1917 год. Казалось бы, Ленин поставил задачу сломать государственность, уничтожить ее. Но нет: она опять возрождается в форме того, что сейчас принято у русских называть «сталинской империей», сталинским имперским возрождением. Происходит тот же самый исторический процесс: территориальные захваты, оккупация восточной Европы под видом «Варшавского договора», берлинская стена, «железный занавес».

Затем 20-й сьезд КПСС. Снова, казалось бы, ломается парадигма. Но возвращение к ней мы видим в 1968 году.

Затем 1991-1993 года: снова говорят о революции и о сломе имперской системы. Но снова неудача, снова не получается.

Первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев
Фото: euromag.ru
Первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев

Вот эту имперскую основу России сломать практически невозможно. И не даром сторонники "русского мира", мои бывшие коллеги и руководство Российского института стратегических исследований (РИСИ), которые сейчас благополучно находятся в составе попечительского совета телеканала "Царьград" говорят о том, что «Россия не может быть не империей». Они говорят о том, что если у США есть своя миссия определенных ценностей, которые они несут миру, то и у России есть своя миссия, набор этих «ценностей».

А что это за ценности? Прежде всего, это ценности государственные и религиозные. В наиболее крайнем своем выражении "русский мир" несет идею того, что православие является единственной и истинной религией. Оно может сотрудничать (поскольку Россия многонациональное государство) с исламом, но оно противостоит западным вероисповеданиям – в первую очередь католицизму и протестантизму во всех его формах.

Соответственно, из этого делается вывод о том, что рядовой человек должен быть подчинен государству и религии: быть инструментом деятельности государства, должен поддерживать начальство, жертвовать всем для государства и руководства страны.

Это внедрялось, воспитывалось и только где-то в конце 80х–начале 90х годов, появляется тенденция, когда современное поколение уже перестает это слушать. Но это только тенденция. И мы еще не знаем, завершится ли она чем-то позитивным или так и умрет в новых волнах "русского мира".

Тем не менее, среди сторонников "русского мира" есть много людей и с татарскими и другими неславянскими фамилиями. То есть, существует много нетипичных сторонников, которые поддерживают нынешнюю политику и, в общем-то, живут в той парадигме, которую вы описали. Это феномен или некая модерновость?

Вопрос не крови. Мы все очень хорошо знаем историю «третьего рейха» и никак не можем удержаться от параллелей. Я считаю, что параллели абсолютно не корректны. «Третий рейх» умер и все попытки притянуть его за уши у любого историка вызывает ощущения как гвоздем по стеклу. Это невозможно даже критиковать.

Поэтому, это не вопрос крови, как было в Германии, а вопрос определенной духовной ориентации. Меня обвиняют за мою позицию, называют «русофобом», говорят о том, что я якобы призываю к уничтожению русского народа и т.д. Ни к какому уничтожению русского народа я никогда не призывал и не призываю! Даже среди русских встречаются очень приличные лица. Но мы сейчас говорим не о частном, а об общем. А общее – это вот такое состояние души. И здесь не важно, калмык ли человек, татарин, или якут, русский или немец.

Фото: ukr-online.com

Вокруг идеологии "русского мира" очень много мифов. Например, часто звучит такой тезис, что все люди, говорящие на русском языке, знающие хорошо русскую историю, кинематограф, литературу и прочее автоматически становятся частью "русского мира". Вы вот тоже подходите под эту класификацию. Так ли это?

А вот поэтому я и говорю о системе ценностей. Да, я не дурно владею русским языком. Я защитил две диссертации. Но вот эти имперские ценности, как с точки зрения исторической правды, так и с этической точки зрения - они для меня неприемлемы.

Мало того, тот образ жизни и та манера жизни, которые несет "русский мир", он с моей точки зрения тоже неприемлем и антиэстетичен.

С моей точки зрения, "русский мир" противостоит прогрессу и гуманистической рационалистической цивилизации. То есть всему тому, что берет начало в античности, продолжается в эпоху реннесанса, в эпоху Возрождения, в эпоху Просвещения и имеет тенденцию развития.

Что реально заявляет "русский мир"? Он говорит о том, что любой человек, родившийся в его рамках и на его территории, автоматически является православным или представителем дружественных православных конфессий и автоматически принимает его ценности. То есть автоматически является русским патриотом. И поэтому нет более обидных слов для моих оппонентов, когда я говорю – «вы, ваша страна, в вашей стране, у вас» и т.д: они это воспринимают как жесточайшее оскорбление. Хотя, по сути, я ничего оскорбительного не вижу.

Я не испытываю враждебности к России и к "русскому миру". Я заявляю только о том, что я от него полностью дистанцирован. Ничего, кроме места проживания и языка меня с ними не связывает. И этой системы ценностей я не принимаю. И я же вовсе не навязываю им свою. Я просто заявляю о том, что их система – не для меня и для ряда людей, которые живут в России (таких, по моим оценкам, от 15-18 до 20%). Причем, это не связанно не с уровнем образования и не с местом проживания. Это вообще ни с чем не связанно. Вы можете найти представителей абсолютно здравомыслящих и культурно мыслящих в любой точке и в любом социальном слое. А можете среди образованнейшей публики найти такое...

Пореченков? Прилепин?

Как Прилепин. Такие берут автомат и идут воевать. Или как бывший директор РИСИ Решетников - заявляет, что интересы человека нельзя ставить выше интересов общества, и уж тем более, выше интересов Бога. Такая вот определенная у них система ценностей.

Захар Прилепин в ДНР
Фото: Stuki-Druki.com
Захар Прилепин в ДНР

Второй и очень сложный вопрос - что с этим всем делать тем, кто не принадлежит к этому «русскому миру», кто на свое несчастье с ним граничит и кто подвергается угрозам с его стороны?

Я убежден, что основа происходящего сейчас с Россией и с теми, кто с ней граничит, на самом деле не в злой воле лично Путина. А в реализации этого русского потенциала, который был несколько придавлен в начале 90-х годов и который прорвался вот такой контрреволюционностью. Не было бы Путина, уверяю вас, был бы кто-то другой, аналогичный.

А куда "русский мир" приведет нынешнюю Россию?

Я думаю, что он приведет к катастрофе. Причем, эта катастрофа будет иметь очень много аспектов. Во-первых, это будет колоссальный экономический упадок. Во-вторых, «русский мир» приведет к международной изоляции России. А Россия, все-таки, в силу целого ряда причин экономического и инфраструктурного характера - это не Северная Корея.

В-третьих, одновременно это приведет и к крайне негативным международным последствиям. Уже привело – и эти последствия будут только нарастать. И мы наблюдаем, на самом деле, достаточно быстрый процесс.

Все то, о чем я говорил и писал ранее на сегодняшний день уже становится мейнстримом. Например, что Россия является фактически террористическим государством я писал несколько месяцев назад – и вот на западе об этом говорят уже практически свободно.

Четвертый момент последствий – это приведет рано или поздно к различным формам распада. Распад будет происходить очень постепенно, на экономической основе, а также на основе кризиса нынешней системы вертикали власти. Когда все средства поступают в один мешок (называемый бюджетом), там перераспределяются – и тем самым получается, что дотационные регионы снабжаются наряду с регионами-донорами.

Фото: islamdag.ru

Вот эта ситуация, по мере истощения ресурсов, неизбежна. Она будет вызывать определенное напряжение: в регионах-донорах пойдет движение аналогичное «Хватит кормить Кавказ» (или другой депрессивный регион).

Но перераспределительная система работает только до тех пор, пока есть, что перераспределять.

«Великая русская культура», о которой много говорят – она самостоятельная часть или во многом где-то производная европейской культуры?

Русская культура является производной от европейской.

Если говорить об архитектуре и городском укладе, то не углубляясь в ранние периоды, когда для строительства кремлевских сооружений привлекались итальянские мастера, «моду» в этой сфере задал 18 век - период империи, время активного заимствования.

Началось строительство Санкт-Петербурга и значительно позже появились уникальные здания в некоторых районах Москвы. А больше в России городов с собственным лицом, на самом деле, и не существует. Вот Тверь, допустим, является там неким подражанием Петербургу. А сам Петербург пытался подражать Стокгольму.

Дворцовая площадь Петербурга
Фото: gorod-plus.tv
Дворцовая площадь Петербурга

В конце же 18-начале 19 века наступил так называемый «золотой век». Мы восхищаемся, допустим, собраниями Эрмитажа которые, в сущности, были закуплены в основном Екатериной за счет того, что сейчас назвали бы госбюджетом.

Подъем русской культуры 19 века обрывается революцией.

Поэтому когда мы говорим о русской культуре, мы должны понимать, что в ней существовала прослойка людей как раз в значительной степени западноориентированых.

То есть апелляция к «великой русской культуре» - это такая фигура речи?

В России считают, что творчество Чайковского и Рахманинова выросло из русской народной музыки. Крайне сомнительный тезис.

Они также считают, что Пушкин стал Пушкиным благодаря сказкам своей няни, а не благодаря чтению Байрона и Андре Шанье.

Да и достаточно посмотреть советское издание собрание сочинений Лермонтова: там Лермонтов возводил себя к испанской знати.

И вообще попытки ассоциировать себя с европейской культурной аристократической традицией, неважно насколько они обоснованны - это очень показательно на самом-то деле. Поэтому не народные песни слушали российские композиторы. И Наташа Ростова практически не говорила по-русски (хотя при этом Лев Толстой тут же пишет о том, что неведомо откуда в ней поднимается вот этот русский дух, когда она танцует).

Кремлевские идеологи вырывают русскую культуру из европейского контекста и русскую историю из контекста мировой истории и мировой культуры.

Александр, в чем блеск и в чем нищета "русского мира"?

Блеск, наверное, в том, что для русского человека он является некой психологической компенсацией окружающего убожества и полного отсутствия умения жить. За этим стоит поверхностное образование людей – и «русский мир» компенсирует им эту ситуацию.

Фото: fakeoff.org

В чем нищета? В том, что «русский мир» в конце-концов ведет к катастрофе – как к духовной, но даже и физической - мы сейчас видим, что происходит чисто физическое и нравственное вырождение в России, которое достигли невероятных масштабов. 

Читайте главные новости LB.ua в социальных сетях Facebook и Twitter