От социологии к реальным результатам
Важно, что сейчас у наблюдателей, избирателей, истеблишмента обоих партий и доноров постепенно появляется возможность судить о потенциале того или иного кандидата не из социологических замеров, а исходя из реального голосования и продвижения кандидатов по календарю праймериз. Стоит отметить, что формирующая социология является одним из главных технологических инструментов в американских кампаниях. Штабы всех без исключения кандидатов очень активно используют этот инструмент, и нынешняя избирательная гонка не является исключением. Свои замеры публикуют как авторитетные социологические компании и медиа-корпорации, так и штабы кандидатов и их суперпэки. Ложные значения никто не рисует, в то же время весь креатив пиарщиков и консультантов направлен на выгодную для их кандидата постановку вопроса.
Так, за несколько недель до начала праймериз, штаб Дональда Трампа, в ответ на огромное количество исследований, согласно которым он является одним из наиболее удобных соперников для Хиллари Клинтон на общих выборах от Республиканской партии, организовал опрос среди избирателей-демократов. Интервьюеры задали им вопрос о возможности поддержки Трампа на выборах осенью, и оказалось, что 20% опрошенных не исключают для себя такой возможности и готовы голосовать за Трампа, если он станет кандидатом. Таким образом, команда Трампа показывала, что их кандидат – не просто лидер внутрипартийного рейтинга, но и имеет большой потенциал в электоральном поле соперника. Сенатор Марко Рубио одно время даже был единственным кандидатом-республиканцем, который согласно общенациональным социологическим замерам на 2-3% опережал Хиллари Клинтон в случае их очного противостояния на общих выборах. Его штаб очень активно раскручивал эти цифры в СМИ, что значительно усиливало его позиции не только во внутрипартийной борьбе, но и в глазах партийного истеблишмента и доноров.
Предметом детального изучения являются как настроения телевизионной аудитории после каждого раунда дебатов, так и статистика запросов в поисковой системе Google. Победа в глазах аудитории во внутрипартийных дебатах для каждого из кандидатов является дополнительной возможностью улучшить и свой внутрипартийный рейтинг накануне голосований в отдельных штатах. А публикация статистики интернет поисковиков может даже стать антикризисным ходом, что не так давно продемонстрировал штаб Дональда Трампа. Незадолго до 1 февраля, когда должно было состояться внутрипартийное голосование в Айове, Трамп со скандалом отказался от участия в партийных дебатах на канале республиканцев Fox News.
Параллельно с дебатами команда Трампа провела мини-кампанию, в рамках которой попыталась доказать теорему, что дебаты можно выиграть, даже не участвуя в них.
Одним из аргументов в рамках этой кампании служила как раз статистика запросов поисковика Google в день телевизионного шоу, согласно которой лидером запросов среди всех республиканских кандидатов с большим отрывом был именно Трамп.
В отношение праймериз в Нью-Хэмпшире социология оказалась достаточно точной. Во всяком случае, поллстеры безошибочно предсказали внутрипартийные победы Трампа и Сандерса. В республиканских праймериз до последнего момента оставались вопросы по распределению мест со второго по пятое, а также не была разрешена главная интрига – какой результат продемонстрируют Марко Рубио и Тед Круз.
Борьба сенаторов
Для сенатора от Техаса Теда Круза после победы в Айове для удержания тактических преимуществ и сохранения образа главного преследователя и главной альтернативы Трампу, критически важно было завоевать второе место, пускай и с большим отставанием от Трампа. Победа в Айове не играет слишком большой роли с точки зрения длинной дистанции внутрипартийного противостояния, однако эта победа всегда дает кандидату очень важное психологическое и медийное преимущество на коротком отрезке между первым и вторым штатом.
Круз действительно оказался главным героем прошедшей между Айовой и Нью-Хэмпширом информационной недели. Реальная победа в Айове удачно оформила стратегическую линию его штаба – навязать персональную дуэль Трампу и спозиционироваться в качестве его главного внутрипартийного оппонента. Накануне Айовы Круз предпринял большое количество персональных атак в адрес Трампа, подловив соперника на грубых ошибках, таких как нелицеприятные высказывания в адрес жителей штата и его позицию касательно абортов. В консервативной Айове, где еще и очень большую роль сыграла религиозная протестантская принадлежность Круза, сенатору от Техаса удалось более чем уверенно победить Трампа, но победная поступь ожидаемо оборвалась в Нью-Хэмпшире, где второе место с результатом почти в 16% занял губернатор Огайо Джон Кейсик, а Круз, соответственно, третье, набрав 11,5% голосов. Однако по сравнению с почти 35% Дональда Трампа, результат Круза выглядит более чем скромным. Для удержания имиджа главного сокрушителя Трампа этого явно мало, и для Круза очень многое будет решаться в Южной Каролине и Неваде, в которых ему придется доказывать, что его результат в Айове не был случайностью.
Что же касается Марко Рубио, то подобный решающий момент для него уже наступил, и во многом его потенциал дальнейшего продвижения тестировался как раз в Нью-Хэмпшире. Третье место в Айове, очень большие авансы и ожидания от истеблишмента Республиканской партии, внимание многочисленных доноров, благодаря которым кампания Марко не испытывает проблем с финансами, раздражающее преимущество Круза, который удачно «подключился» к антирейтингу Трампа – примерно на таком фоне Рубио подходил к 9 февраля. Уверенное второе место в Нью-Хэмпшире – это тот минимальный результат, на который должен был быть нацелен молодой сенатор от Флориды для доказательства своего потенциала и сохранения имеющейся ресурсной базы. Однако результат Рубио – это пятое место с 10% голосов. И это серьезная заявка на дисквалификацию из перечня претендентов на победу в республиканской номинации 2016 года.
Если кратко проанализировать причины столь низкого результата Рубио, то выйдет примерно следующее:
- Рубио изначально ошибся стратегически, выбрав в качестве объектов критики Хиллари Клинтон и Теда Круза, и практически полностью выключившись из игры против Трампа. В то время, когда Тед Круз и его команда совершенно точно диагностировали ситуацию и поняли, что безоговорочный лидер гонки (и большая проблема для партии) – это Дональд Трамп, и начали работать с его антирейтингом, Рубио ввязался в заочную и преждевременную полемику с Хиллари Клинтон. А позже – начал атаковать Круза, который во внутрипартийном состязании республиканцев отнюдь не является главным антигероем. В результате, это не принесло ему поддержку, достаточную для необходимого результата как в Айове, так и в Нью-Хэмпшире;
- Молодость и новизна Рубио в конкурентной среде очень быстро превратилась из преимущества в изъян после ряда ошибок, продемонстрировавших политическую неопытность и незрелость сенатора. Оппоненты очень часто стали уличать Марко в ребячестве и непонимании того, о чем он рассуждает. В довершении всего, за несколько дней до праймериз в Нью-Хэмпшире, Рубио попался на воспроизводстве абсолютно одинаковых заученных текстов при разных обстоятельствах, что стало предметом насмешек как со стороны более опытных оппонентов, так и журналистов. Эта ситуация очень хорошо (и неудачно для Рубио) легла в общий насмешливый контекст, созданный вокруг его имени;
- Накануне Нью-Хэмпшира произошел и вовсе неприятный эпизод с влиятельным республиканцем Риком Санторумом, который снял свою кандидатуру после голосования в Айове в пользу Рубио, но потом в эфире одного из рейтинговых вечерних шоу не смог ответить на вопрос ведущих о достижениях и заслугах Марко Рубио. Санторум, запинаясь и теряясь под напором журналистов, не смог назвать ни одного конкурентного преимущества Марков Рубио перед его соперниками. Этот серьезный промах стал предметом обсуждений и насмешек накануне праймериз 9 февраля, а нелепые ответы Санторума о Марко Рубио легли в основу рекламного ролика Джеба Буша, который тот запустил накануне праймериз в Нью-Хэмпшире;
- В минус для Марко Рубио сыграло и оформление своеобразного «клуба губернаторов» в составе участников праймериз Джона Кейсика (губернатор Огайо), Криса Кристи (губернатор Нью-Джерси) и Джеба Буша (экс-губернатор Флориды). Каждый из «губернаторов-республиканцев», поправляя свое не лучшее положение в праймериз, в ходе последних дней и дебатов активно атаковали Трампа, Круза и Рубио, не имеющих опыт работы в исполнительной власти на серьезном уровне. Действуя порой синхронно, порой по отдельности, трио Кейсик-Кристи-Буш очень доходчиво и понятно для аудитории объясняли, почему сенаторы и миллиардер, не имеющие опыт государственного управления, не могут претендовать на главный пост в стране. И если Трамп на данном этапе кампании уже обладает достаточно мощным ядерным электоратом, для которого рассуждения уважаемых губернаторов не играют особой роли, то дуэт сенаторов Рубио-Круз в результате этой атаки, безусловно, потерял в рейтинге.
Это только часть проблем, которые предстоит проанализировать и прокачать штабу Марко Рубио в рамках подготовки к Южной Каролине и Неваде.
Что же касается Трампа, то его главной проблемой пока что остается Круз, в отношение которого Трамп исповедует простой подход – пренебрежительно высокомерное отношение. Трамп хорошо читает замысел Круза спровоцировать масштабный конфликт и свести праймериз к дуэли в формате Трамп-Круз, и осознанно не входит в эту игру. Вместо этого Трамп время от времени бросает в адрес Теда оскорбительные высказывания на грани фола, предлагая Крузу самый низкий уровень очной полемики из всех возможных.
Почти финал для Джеба
Пожалуй, результаты Айовы и Нью-Хэмпшира самыми драматичными оказались именно для Джеба. На вчерашних праймериз Джеб немного обогнал Марко Рубио и немного недотянул до Круза, завоевав в Нью-Хэмпшире примерно 11%, но этот результат и это соседство в турнирной таблице вряд ли может радовать Буша. Цифры социологии говорят о том, что Джеб еще сохраняет небольшие шансы совершить камбэк в Южной Каролине где-то на уровне 2-3 места, однако финансовая отчетность кампании Джеба говорит о том, что спонсоры больше не верят в его потенциал, а социология и первые результаты – что сторонники партии не видят в нем будущего кандидата в президенты от GOP.
Вообще, помимо явных проблем со стратегией, а также с энергетикой самого Джеба, все говорит о том, что Джеб просто-напросто не попал в ожидания и запросы электората партии в этом избирательном цикле. Лидеры рейтинга – провокаторы и популисты Трамп и Круз, каждый из которых с точки зрения внутрипартийных раскладов являются бунтарями и революционерами. Партийная элита видит в них угрозу, но не имеет своих серьезных кандидатов. Определенное время таковыми ставками истеблишмента были Джеб Буш, Крис Кристи и Марко Рубио, однако их консервативные месседжи и образы не работают в новых условиях.
Видя цифры Джеба в исследованиях, а также результат в Айове и Нью-Хэмпшире, логично было бы предположить, что главной проблемой кампании Джеба Буша оказалась недостаточно качественная работа по изучению и составлению портрета избирателя на этапе создания стратегии. Однако, с другой стороны, Джеб Буш всегда был и остается представителем конкретной политической династии, и представить в его исполнении кампанию в стиле Дональда Трампа просто невозможно. В данный момент Буш сохраняет лишь одну интригу – в какой момент он сойдет с трассы и будет ли он участником какого-либо из ситуативных союзов.
Хиллари Клинтон. Борьба с самой собой
Что же касается результата Хиллари Клинтон в Нью-Хэмпшире, то он не стал сюрпризом. Цифры социологии четко показывали тенденцию к стремительно растущему разрыву между Сандерсом и Клинтон в «гранитном штате» задолго до 9 февраля. С точки зрения психологии, Клинтон очень важно было не проиграть оба первые два «ранних штата» - Айову и Нью-Хэмпшир, и это ей удалось. Да, победа в Айове была минимальной, и «в головах» победу одержал скорее Сандерс, а не Хиллари, однако в их сухом внутрипартийном противостоянии счет на данный момент 1:1.
Хиллари Клинтон ждут непростые в тактическом плане десять дней до Невады и две недели с небольшим до Южной Каролины, где у нее будет хорошая возможность отыграться и немного поправить ситуацию в общем зачете. И главное – начать постепенно восстанавливать имидж «безальтернативной Хиллари». Имидж, которому был нанесен серьезный урон со стороны Сандерса в последние месяцы.
С другой стороны, бессмысленно спорить и с тем, что предвыборный проект Хиллари Клинтон изрядно трясет. Это еще далеко не крутое пике, но проблемы в управлении кампанией и смыслами сложно отрицать. К сокрушительному поражению в Нью-Хэмпшире добавляются еще и свежие общенациональные замеры, которые показывают, что отрыв Клинтон от Сандерса достиг исторического минимума, составляя сегодня от 3 до 5 процентов.
Хиллари явно не хватает действия «здесь и сейчас». Видно, что она и её штаб явно заигрались в пересказывание её политической истории, не заметив, как это направление кампании подменило собой все остальное. Кампании не хватает агрессии, дерзости и новизны. Курс на сохранение достижений Обамы помноженный на биографические сюжеты, похоже, не обеспечивает Хиллари уверенного преимущества.
Незадолго до праймериз в Нью-Хэмпшире были анонсированы кадровые перестановки внутри кампании Клинтон. По информации в американских СМИ, наибольшие нарекания у Хиллари и Билла Клинтонов вызывают два направления работы штаба – выработка месседжей и реализация digital-стратегии. Похоже, что ряд менеджеров и стратегов кампании уступят свои места другим специалистам.
Однако вся эти кадровые перестановки и претензии к конкретным специалистам не отменяет того простого факта, что проблемы в кампании Хиллари стали следствием большой самоуверенности как ее менеджеров, так и ее самой. Результатом этой самоуверенности стало то, что внутрипартийные праймериз демократов фактически превратились в дуэль.
Примерно одинаковые показатели Хиллари и Сандерса в Айове и разгром Хиллари в Нью-Хэмпшире – это в первую очередь результат конфигурации праймериз, которую допустила команда Хиллари на этих выборах. Учитывая, что антирейтинг клана Клинтон и лично Хиллари среди избирателей Демпартии традиционно достаточно высок, нет ничего удивительного и в том, что её единственный оппонент демонстрирует столь высокие проценты. В формате прямого противостояния один на один антирейтинг не будет никуда рассеиваться. Он будет источником рейтинга соперника. Что мы и видим на примере бурного роста показателей Сандерса.
Учитывая ресурсы и возможности «коллективной Хиллари», остается только удивляться тому, как можно было так просчитаться и остаться в открытом поле с одним соперником без какой-либо возможности модерировать и влиять на процесс внутрипартийных праймериз. Ведь год назад вообще всерьез обсуждалась возможность отмены праймериз Демократической партии ввиду очевидности и безальтернативности кандидатуры Хиллари Клинтон.
Можно с полной уверенностью утверждать, что в лице Сандерса Хиллари борется преимущественно сама с собой, и только от нее и её команды зависит её дальнейшее продвижение в праймериз. Не замечать Сандерса уже поздно, однако внятного рецепта уверенной победы над ним у консультантов Хиллари до сих пор нет. В худшем для Хиллари Клинтон случае эта победа во внутрипартийной борьбе в итоге окажется неуверенной. География и календарь предварительных голосований по-прежнему не оставляют сомнений в итоговой победе Клинтон в праймериз Демпартии, где многое будет решаться в мега-штатах таких как Калифорния, Нью-Йорк, Техас, Флорида, Иллинойс.