Идеальное правительство Великобритании должно было бы продолжить дело коалиции консерваторов и либерал-демократов в сфере экономических реформ. Но оно взяло бы на вооружение курс лейбористов на снижение дефицита бюджета и ликвидировало бы его к 2020 году. Оно ввело бы более либеральную политику миграции и выдавало бы визы всем студентам, которые поступили в приличные университеты. Наконец, оно провело бы референдум о пребывании страны в составе ЕС, но всеми силами бы доказывало, что Лондон должен продолжать жить в объединённой Европе.
Но это правительство не будет избрано 7 мая, когда британские избиратели будут голосовать за депутатов, которые заседают в Вестминстерском дворце. Скорее всего, консерваторы во главе с Дэвидом Кэмероном смогут сохранить свои позиции, но им не хватит голосов для создания собственного правительства. Более того, согласно последним социологическим опросам, лейбористы опережают консерваторов на 2% в преддверии голосования. Но и это ничего не означает. Лейбористы не смогут сформировать своё правительство, так как либерал-демократы не захотят идти с ними в коалицию, а у партии Независимости Соединённого Королевства будет всего 5-10 мандатов и потому она не сможет повлиять на результат коалиционных переговоров.
В результате консерваторы, возможно, сформируют правительство меньшинства, и тогда их позиции в плане реформ будут очень шаткими. «У правящей сейчас партии есть только три выхода - сформировать коалицию с либеральными-демократами, создать правительство меньшинства или пойти на внеочередные выборы в конце года», - считает Метью Эштон из Университета Нотингема. Но, по его мнению, в коалиции им нужно будет поделиться портфелями с партнёрами, а главное - перестать неуважительно относиться к ним. Если это удастся, то Дэвид Кэмэрон получит ещё несколько лет для своих реформ.
Большинство экспертов считают, что экономический курс премьера пока достаточно успешный, чтобы резко менять его. В отличие от остальной Европы, Великобритания уже начала наращивать промышленное производство, а ВВП в 2015 году должен вырасти на 2,5%.
В то же время Кэмерону предстоит столкнуться с новым вызовом - референдумом о выходе из ЕС. Если он сформирует правительство, то, по мнению профессора политики из Университета Ливерпуля Стюарта Вилкса-Хига, будет политическим самоубийством отменить или хотя бы отложить это голосование. Эксперт считает, что именно обещание о проведении плебисцита нарастило рейтинг консерваторов. «В 2010 году, в разгар кризиса, когда правительство Гордона Брауна показало себя некомпетентным, консерваторы не смогли получить большинство, так как долго не могли определиться с этим вопросом», - говорит он.
Потому теперь с этим вопросом не будут медлить, а подготовка к референдуму начнётся сразу после выборов. Другое дело, что пока, по данным Chatham House, только 35% британцев поддерживают эту инициативу, но к 2017-му - именно на этот год запланирован референдум - всё может измениться.
Пример шотландцев
На парламентских выборах в мае главной сенсацией должен стать результат Шотландской национальной партии. Эта политическая сила, которая осенью прошлого года проиграла референдум у себя дома, стала ещё более популярной в Соединённом Королевстве. Теперь, впервые за много лет, региональная партия сможет войти в тройку самых популярных политических сил в стране. Для Кэмерона это может означать, что нужно будет делегировать всё больше полномочий на места, особенно это касается севера страны.
С другой стороны, шотландцы являются убеждёнными еврооптимистами и выступают за пребывание Великобритании в ЕС. И теперь, когда новый референдум о независимости Шотландии пройдёт не раньше 2020 года, можно смело рассчитывать на помощь местных элит в подготовке судьбоносного голосования по ЕС.
Потому север страны в ближайшие годы будет поддерживать евроинтеграцию. Тем более, что референдум в Шотландии показал, что это достаточно затратная затея, которая не приносит должных дивидендов. А Эдинбург продолжает всё дальше дрейфовать от Соединённого Королевства в сторону независимости без всяких голосований. Потому и евроскептики будут надеяться, что им удастся выторговать у Брюсселя больше полномочий и экономических преференций до того, как избиратели придут на участки. Шотландия показала, как это можно сделать, и в этом году она начнёт самостоятельно устанавливать у себя размер налога на недвижимость и будет оставлять у себя большую часть отчислений.
Тем более, что север страны не так страдает от миграции из других государств Европы. Волны переселенцев затронули больше южные промышленные регионы страны, где на выборах в Европарламент в мае победила Партия независимости Соединенного Королевства во главе с Найджелом Фаражем. Тогда эта политическая сила набрала более 28% голосов избирателей. Теперь же она растеряла свой блеск и её результат будет скромнее. Но главное - её лидеры не имеют чёткой экономической программы. А британцы по традиции голосуют либо за политическую силу с продуманной экономической программой, либо за более привлекательного лидера. Фараж пытался использовать кризис 2008-го года для агитации отделения от ЕС, но этот момент уже упущен. И если правительство Дэвида Кэмерона не допустит значительных ошибок, то и референдум провалится.
Коалиция Европы
«Скажу сразу, если правительство сформируют лейбористы, то никакого голосования не будет», - считает Эндрю Гленкросс, директор Международного центр по кооперации и разрешению конфликтов при университете Стирлинга. По его словам, лидер лейбористов Эд Милибенд не давал таких обещаний избирателям. Наоборот, он убеждает политиков Великобритании, что только вместе с ЕС можно будет нарастить экономический потенциал страны.
Но пока у лейбористов не так много шансов сформировать собственный кабинет. Кэмерона уже считают победителем, но в случае победы ему еще предстоит подумать, где найти более 10 млрд фунтов на подготовку референдума, как сделать так, чтобы в 2017 году госорганы занимались чем-то, кроме как подготовкой к голосованию, и при этом не нарастить государственные расходы. В этом ему могут помочь либерал-демократы. Но в последнее время отношения в коалиционном правительстве не безоблачны. И дело тут в трудовых мигрантах. По мнению Джона Кёртиса из Национального центра социальных исследований, Великобритания изначально не смогла договорится с Европой об ограничении трудовой миграции, а сейчас пожинает плоды своей несговорчивости. «Мы заблокировали принятие основных документов ЕС на уровне парламента, но не смогли остановить напор мигрантов», - считает он. По данным The Economist Intelligence Unit, за следующие несколько лет количество мигрантов, которые живут на социальные пособия, вырастет на 15%. При этом Дэвид Кэмерон уже пообещал снизить государственные расходы на $60 млрд до 2018 года.
В Брюсселе не хотят идти на уступки и давать Британии какой-то особенный статус в этом вопросе. Тем более, что свобода миграции трудовой силы была одним из основных постулатов, когда создавалась единая Европа, и теперь никто не хочет вводить какие-либо ограничения в связи с этим вопросом.
Тем не менее, коалиция в новом британском парламенте будет стараться всеми силами снизить количество приверженцев независимой от ЕС Великобритании. По мнению Стюарта Вилкса-Хига, сейчас более 35% британцев не понимают, что выход из ЕС может обернуться новым экономическим кризисом и торговой конкуренцией с бывшими партнёрами. Вместе с тем, процент евроскептиков постепенно снижается, а в Вестминстере уповают на то, что нужно только подождать. Тем более, что экономические дела идут неплохо, а избиратели пока верят в коалицию.