ГлавнаяСпортДругие

Windmaster Regatta: уйти от количества к качеству

21-25 апреля в акватории Киевского водохранилища состоятся соревнования, открывающие парусный сезон - Windmaster Regatta. Гонки в двух дивизионах яхт (класса sportboat и крейсерск-гоночных яхт) пройдут в формате чемпионата Европы и соберут сильнейших яхтсменов страны. В преддверии старта члены оргкомитета регаты дали пресс-конференцию в Киеве.

Windmaster Regatta: уйти от количества к качеству

Председатель оргкомитета Windmaster Regatta, председатель правления «Сбербанк России» Игорь Юшко: «Хотелось бы прежде всего несколько слов сказать, что Украина хорошо известна в парусном мире своими достижениями в прошлом, своими традициями, школами. Сегодня, к сожалению, ситуация несколько сложнее, она отражает проблему, с которой пришлось столкнуться спорту вообще в последние десятилетия… Хотя потенциал остается довольно высоким.

Регата, которая родилась в 2009 году, показала не только высокий уровень самих спортсменов, но и высокий уровень интереса общественности к парусному спорту. Мы, как организаторы, не могли пройти мимо таких знаковых вещей как поддержка детского парусного спорта.

В наших планах - развитие не только профессионального парусного спорта. Летом мы планируем провести детскую регату Windmaster. Планы будут реализованы, когда потеплеет и деткам будет более комфортно.

Основная задача регаты - не только посоревноваться, но и реализовать потенциал парусного спорта, который достаточно сложный технически, исторически признанный в мире».

Член оргкомитета, народный депутат Василий Гуреев: «Хочу согласиться со сказанным, что парусный спорт многогранный. Он включает в себя, если взять Олимпийские игры, 11 видов программ. Он построен таким образом, что молодой человек пришедший в яхт-клуб, проживает вторую полноценную жизнь, начиная с детско-юношеских классов («кадеты», «оптимисты»), заканчивая олимпийскими классами - 470, «Звездный», в свое время «Торнадо». Классы обновляются, люди совершенствуются, техника, матчасть. Парусный спорт настолько всеобъемлющий. С одной стороны - сложный и технический вид спорта, с другой - борьба с природой. Как никакой вид спорта он отвечает требованию олимпийского движения в целом.

Я вспоминаю интервью с экс-главой НОК Украины Валерием Борзовым, когда ему задали вопрос, когда же будет в Украине проведена Олимпиада. Он ответил: «Тогда, когда будет построен международный яхт-клуб в нашей стране».

Так вот этот недостаток мы пытаемся постоянно ликвидировать, проводя такие вот регаты, популяризируя парусный спорт во многих видах программ.

Приятно, что регата постоянно совершенствуется и уже по результатам весенней регаты будет принято решение об участии в осенней гонке нового класса «Звездный», который развивается у нас в стране. Это очень популярный класс во всем мире. Если взять меня (я выступаю в нем, это элита парусного спорта, которая прошла все ступени развития), то мой номер 1287. То есть, 1287 «звездников» в стране участвуют в регатах. Это 150-200 яхт на стартовой линии. Но речь не об этом.

Вам будет приятно узнать, что практически каждая Олимпиада заканчивались для нас тем, что парусные спортсмены приезжали с медалями разного уровня. Вот в зале сидит Игорь Матвиенко, чемпион Атланты-96. Он с Евгением Браславцом выиграли золотые медали еще до завершения регаты. Это фантастика и для Украины и для мировой практики.

В Атланте была еще «бронза» Русланы Таран и Алены Пахольчик. Сидней-2000: «бронза» Таран и Пахольчик. В Греции в Афинах серебряные медали завоевали  Георгий Леончук и Родион Лука в классе "49", серебряные медали в «Инглинге» (женская тройка) завоевали снова Руслана Таран, а также Анна Калинина и Светлана Матеушева.

Я присутствовал на пресс-конференции, когда англичанам (чемпионам Афин) задали вопрос о том, какой отбор был у них. У них тысячи яхт и из тысяч отбирали один экипаж! У нас, к сожалению, была только одна яхта. Когда Руслане задали вопрос - она смутилась. Англичане сказали: да у них одна яхта, им проще. На что Таран ответила: но зато самая быстрая в мире. Хотя, конечно, это все монотипы.

Наши яхтсмены - известные в мире. Высший «топ» для парусного спорта - это командный чемпионат мира. На позапрошлом ЧМ мы были третьи. Первая – Австралия, вторая - Франция, а третьи - мы по количеству медалей.

Мало кто об этом знает. Наша задача - популяризировать этот вид спорта.

Я считаю, что для этого многое должен сделать и Комитет по физкультуре и спорту Минсемьи, Федерация парусного спорта, мы активно работаем над этим и, естественно, пресса. Остается только пожелать успехов и поблагодарить организаторов.

Для нашей страны – стыдно не строить современные яхты. Я как экс-министр промышленной политики помню, как однажды мы приехали на Южмаш – завод, который может строить все. Надо было сделать одинаковый олимпийский класс и не потерять его. Но не смогли. У нас строят яхты крейсерские, крейсерско-гоночные, спортивного класса, но, к сожалению, мы не способны сказать от лица промышленности, что готовы построить класс Malges. Технически – готовы, но организационно почему-то нет. Malges с Англии перевели строить в Польшу. Finn - тоже в Польше. Может придет время, и мы сможем на конкурентных условиях построить гоночную яхту. Это для нас цель.

Нужно сделать парусный спорт доступным».

Зампредседателя оргкомитета, председатель правления СК "ИНГО Украина" Игорь Гордиенко: «Себя отношу к категории любителей. Я относительно недавно, 15-18 лет назад, серьезно начал заниматься парусным спортом. Но когда начал участвовать в клубных гонках, спортивная составляющая парусного спорта начала доминировать. Соображения статусности ушли на 3-4-й план. Даже не на второй. Для меня это действительно стало хобби.

Здесь уже косвенно звучало, что по уровню развития парусного спорта в стране судят об общем развитии страны. Маленький пример: Англия, небольшое озерцо, как на Оболони, а там уже стоит флот из более ста лодок 100 лодок. Во многих странах парусный спорт преподают в школе.

Мне хотелось бы увидеть нашу страну, когда, по крайней мере, в регионах, прилегающих к серьезным водным артериям, повторилась бы та же ситуация - дети изучали бы парусный спорт как одну из дисциплин в школе.


По мере того, как я постигаю парусный спорт, очень много аналогий возникает с бизнесом: построение команды на лодке – это как построение команды в бизнесе. В любом виде бизнеса. Эти аналогии заметили и до меня…

Парусный спорт, наверное, один из самых сложных. Наряду с физической подготовкой требуется огромное количество технических, тактических знаний из разных областей, которые создают основу, которую мы называем «команда-победитель».

Первое, на что я обратил внимание, как дилетант - у нас мало гонок. Мы на пальцах руки можем пересчитать сколько на Киевском водохранилище проходит гонок. По-хорошему, каждую субботу-воскресенье в теплое время может проходить гонка, а у нас не заполнено водохранилище.

Мы на этот сезон запланировали 2-3 регаты. Первая должна открывать сезон, потому что все изголодались после зимы. Хотя время, может, не совсем удачно выбрано, но чтобы не мешать другим. Вторая будет, если получится, летом, для детей. Третья - то, что называется закрытие сезона - октябрь месяц».

Чемпион мира и Европы по парусному спорту Сергей Пичугин: «Я, в отличие от большинства собравшихся коллег, профессиональный спортсмен и поэтому энтузиазма или порывов не совсем испытываю. Хочу сказать, что наконец организаторы и все, кто принимают участие в организации соревнования, поняли, что популяризация без учета качества и количества невозможна.

Лучше меньше, да лучше. В данном случае подход к соревнованию - не только вопрос популяризации. Этим должны заниматься общественные комитеты, Федерация, детские и юношеские школы. Главное - правильно показать принципы и проблемы парусного спорта.

Когда собираются серьезные классы яхт - килевые и т.п. - более важно, чтобы родители детей, которые придут в школы, видели непосредственно реализацию будущего. Узко думать, что провели регату - и через 2 года измениться система. Систему надо менять достаточно долго.

Первый шаг, который делает регата, состоит в том, что она не гонится за количеством приглашенных яхт. Допуск у нас официально свободный, но жесткий. Потому что мы хотим изменить отношение...

Если яхта приходит на регату, то нам не надо думать о ее безопасности, нюансах. Она принимает участие в реальных соревнованиях, а не дефилиаде и шоу. Может мы, профессиональные экипажи, только в осенней гонке примем участие, но мы уже на пути того, чтобы строить реально хорошие лодки, создавать реально спортивные экипажи и участвовать в соревнованиях, после чего изменится отношение к нам, будет наполняемость групп, школ.

Первый шаг в развитии - уйти от количества к качеству».

Директор Windmaster Regatta Юрий Семенюк: «Сергей сказал правильно. Если мы рассмотрим парусные соревнования и построим шкалу, то на одном краю будет дифилиада и прогулка на яхте, а на другом - жесткий спорт с соблюдением нормативов и правил. В принципе, с определенного уровня вовлеченности становится интереснее держаться к краю, где спорт.


То, о чем говорит Сергей, правильно. В регате в 2009 году соревновались 2 дивизиона яхт – «спортботы» и «бигботы» (большие килевые яхты). В «спортботах» соревнования проводились и будут проводиться по формату и ритму Чемпионата Европы. Там жесткие требования к допуску яхт, техпроцедуры, взвешивание.

Одно дело, если проводится соревнование в формате дефилиады и тусовки, то важным является допустить все яхты, которые пришли. Иногда закрыть глаза на технедостатки, в т. ч. и на вопросы безопасности, которые в международных соревнованиях очень жестко просматриваются.

То, что мы в больших яхтах не допустили на прошлой гонке три лодки - это достижение регаты, а не недостаток. Того же мы будем придерживаться и в этом году. Практически все «спортботы», которые соответствуют жестким критериям у нас приняли участие в осенних соревнованиях.

Один из важных моментов - часть бюджета регаты направляется на поддержку детского спорта. Может это немного, но мы подарили лодочку класса «оптимист» детской школе Вышгорода. Для них она самая современная. А то они свои пластилином заклеивают».

Первая регата состоядась 16-20 сентября 2009 года. В них приняли участие практически все имеющиеся в Украине современные спортивне яхты, сответствующие критериям класса sportboat по международной классификации (яхты классов Melges-24, GP-26, ILC-25). Были представлены команды Киева, Одессы, Севастополя, Харькова, Николаева, Никополя, большинство экипажов которых составили члены национальных сборных.