Ловушка для родителей
Психологи называют несколько причин, по которым родители водят своих крошечных детей на развивающие занятия. «Некоторые родители действительно хотят, чтобы у ребёнка в будущем было больше возможностей, чтобы он разносторонне развивался, нашел то, что ему нравится, научился новому, интересовался миром», - говорит руководитель Центра практической психологии «Анкор» Татьяна Фролова. Кроме того, на подобных занятиях мамы (как правило, уходом за совсем маленькими детьми и их развитием занимаются именно мамы, но речь может идти также о папе, бабушке или другом родственнике) учатся взаимодействовать со своими детьми во время их активного бодрствования, набираются творческих идей и вдохновения, в частности, на создание развивающих материалов своими руками.
Некоторыми родителями движут амбиции и соревнование с другими родителями за право назваться мамой/папой самого умного и одаренного ребёнка. Либо в походах на “развивалки” проявляется скрытая потребность подтвердить свой статус хорошей, занятой и заботливой мамы. Также часто просыпается жадное желание воплотить то, что у самой когда-то не получилось. «Если вы ходите на «развивалки», вы состоите в группе по интересам. И у вас есть определенный социальный статус, ведь вы можете оплатить развивающие занятия. Бывает, себе что-то не позволишь, но ребёнка на развивающие занятия поведешь, - говорит семейный психолог Ольга Перекопайко. – Кроме того, когда мама сидит одна дома с ребенком, у нее сужается круг друзей и общения. Приходя в эти центры, она находит единомышленников. И зачастую мамы ходят туда не столько детей развивать, сколько пообщаться с другими мамами и получить от них поддержку”.
Раннее развитие – обучение ребенка в возрасте от 0 до 3 лет по различным методикам в специально организованных пространствах с использованием различных необычных материалов и предметов. Обучающий инвентарь создается для максимально эффективного развития органов чувств, интеллекта, воли, физических возможностей, навыков повседневной жизни ребенка. Основная цель - развитие психических функций: внимания, воображения, памяти, логического и пространственного мышления.
Удивительно, но у мам, всецело занятых развитием своего ребенка, возникает ложное чувство собственного развития. «К сожалению, параллельно сами они не развиваются. Они развивают другого человека. И теряют что-то в своей жизни. Важно не раствориться в развитии ребенка, а показать ему достойный пример», - говорит Мария Фабричева. И добавляет,что однажды ребенок может задать родителю вопрос – а чего ты достиг сам, по какой причине я должен достигать предлагаемых тобой вершин? Ответ в стиле «это все ради тебя» не лучший вариант - родительская жертва будет непосильным бременем для ребенка, которая не даст реализовать его естественную потребность вовремя уйти в собственное жизненное плавание. Ведь если ребенок станет самостоятельным, родитель потеряет смысл жизни. И останется с чувством напрасной жертвы и даром прожитых лет.
Кроме того, такие родители бывают очень разочарованы, когда ребёнок не хочет идти по любовно проложенному для него пути. Фраза «Мы столько в тебя вложили, а ты - неблагодарный!” - абсолютно несправедливое обвинение в адрес ребенка. Его жизненные цели могут кардинально отличаться от нашего представления о его счастливом будущем.
Ловушка для ребёнка
Непосильная или чрезмерная нагрузка на психику ребенка может привести к тяжелым последствиям. Он может потерять связь с собой, своими истинными потребностями. Может исчезнуть естественная гармоничная связь с миром, притупится привычная потребность в его изучении. Как следствие – эмоциональное, психологическое и физическое истощение. У малыша может сформироваться искаженное представление о себе, ведь он, изо всех сил желая, чтобы его любили и одобряли родители, готов отказаться от того, что ему интересно и важно, тем самым превращаясь в кого-то другого. «Такие дети к нам приходят. Они не умеют играть, не знают, как себя занять, потому что их постоянно занимают родители. Не слышат себя. Из-за сильных нагрузок на центральную нервную систему у них может быть плохой сон, психосоматические проявления дискомфора, истощается организм, теряется интерес к учебе в дальнейшем», - говорит Татьяна Фролова.
Создавая гениального ребенка, родители забывают или не знают о компенсаторных механизмах психики. Умеющий читать в три-четыре года ребенок может быть абсолютно не адаптирован к общению со сверстниками, так рано знакомясь с чувством «я другой, лишний, не правильный, не такой как все». Кроме того, нередко дети, с раннего возраста слышащие о своей одаренности и особенности, обладают завышенной самооценкой, а коллектив бывает крайне жестоким к таким проявлениям. Это также усложнит процесс адаптации в обществе, а то и вовсе сделает ее невозможной. Дети становятся отверженными, одинокими, что может сопровождаться депрессивными состояниями.
До сих пор не проводились исследования, насколько эрудированнее и умнее вырастет ребенок, посещающий сады или школы раннего развития, чем тот, с которым занимались исключительно родные люди и значимые близкие. Также важно помнить, что развивать те или иные склонности или предрасположенности в раннем возрасте – весьма неблагодарное занятие. «Нет никакой диагностической методики, которая выявит наклонности в 3-летнем, к примеру, возрасте. Они не могут так рано проявиться. Ребенок должен заниматься тем, что ему интересно. А мы – не мешать ему. Не даром профориентация появляется не ранее 9 класса школы. Другое дело, если мы хотим сделать из ребенка балерину, спортсмена. Но это уже исключительное удовлетворение родительских потребностей и к ребенку отношения не имеет», - уверена Ольга Перекопайко.
Вместе с тем, специалисты не высказываются категорически против желания родителей проводить какое-то время со своим ребенком в центрах раннего развития. Важно, чтобы эти занятия приветствовались малышом и не были частью обязательной принудительной программы, а мама учитывала его возрастные, интеллектуальные и физические особенности. «Развитие, которое идет через насилие или обесценивание истинных потребностей ребенка – давай мы сделаем из тебя гения и к 5 годам ты будешь знать 10 языков – может быть лишним и привести к неблагоприятным последствиям», - говорит Мария Фабричева.
По её словам, оптимальное время беспрерывного развивающего занятия с 9-месячным ребенком – 20 минут, с ребёнком в возрасте 2,5-3 года – 40 минут 3-4 раза в неделю. Более длительные занятия будут вызывать у малыша дискомфорт. При этом главной задачей для ребенка в возрасте до 6 лет остается максимальная адаптация к окружающему миру, в частности, получение навыка сочувствовать, сопереживать, помогать себе, другим, взаимодействовать в коллективе. В этот период ребёнок крайне нуждается в любви близких, безусловном принятии, поддержке, заботе и удовлетворении потребностей с учетом личных особенностей. «И вряд ли в этом возрасте ребенок может сделать больше, чем заложено природой. Есть заложенный темп физического развития, развития моторики и в первую очередь – мозга. Лобные доли мозга, к слову, отвечающие за самосознание, развиваются вообще до 23 лет», - добавляет психолог.
Что действительно важно для ребёнка
Став родителем, постарайтесь вспомнить, что вам было нужно в детстве. Вряд ли это бесконечные кружки и 20-летняя ответственность за отличные дипломы, страх не оправдать ожиданий родителя и не получить желаемый «пряник». На всю жизнь запоминаются веселые игры во дворе – исследования в песочнице и на земле, катания на ржавых горках и лазания на деревьях и крышах гаражных кооперативов. Главное – с друзьями. Или чего стоили поездки к бабушке в деревню, где корова мычит, а петух кукарекает в метре от тебя, и не нужно для этого нажимать на кнопки.
«Иногда лучше не вмешиваться в природный процесс развития. И не надо думать, что вы обязаны 100% своего времени посвящать ребенку, думать над его досугом и организовывать его», - говорит Ольга Перекопайко.
Зачастую студии раннего развития не имеют соответствующих лицензий на проведение занятий с детьми, оказывая по уставу «информационные услуги». Они не подконтрольны Министерству образования, как, к примеру, детские сады. Потому родителю крайне важно хорошо изучить место, куда он собирается приходить со своим ребенком, ориентируясь на здравый смысл. В первую очередь следует запросить сертификаты или дипломы, свидетельствующие о психологическом или педагогическом образовании педагога студии, осведомиться о том, каким образом он повышает собственную квалификацию и поинтересоваться опытом работы в этой сфере. Не лишним будет прочесть отзывы о работе центра в интернете, прийти на дни открытых дверей или просто понаблюдать, в каком настроении выходят дети на улицу после занятий.
Крайне важно, чтобы родитель в течении дня находил время исключительно для общения со своим ребенком. Не за глажкой или чтением ленты новостей, а непосредственно находясь с малышом в одном пространстве, искренне восхищаясь его открытиями, поддерживая его, делясь своими мыслями, знаниями и навыками. Важно интересоваться чувствами ребенка, отвечать на его часто не лёгкие вопросы. «Задача мамы – помочь ребенку справляться с эмоциями, научить с ними обращаться, понимать их, разрешить их существование, забрать лишние. Мамин голос становится внутренним голосом ребенка, - говорит Татьяна Фролова. - Уверенность в себе, самоподдержка, самооценка, закладывается в детстве с помощью родителей. Важно просто любить своего ребенка, поддерживать его и ориентироваться в этом на свою интуицию».
Не стоит демонстрировать ребенку завышенных ожиданий. Его естественным состояние рядом с матерью должно быть чувство расслабленности и покоя, а не напряжения и тревоги. Важно – помочь ему найти то, что нравится. И что самое главное, говорит психолог, - не забывать о безусловном принятии и любви, даже в те моменты, когда ребёнок, кажется, этого вовсе не заслуживает.