ГоловнаСуспільствоЖиття

Собаки особливого призначення

Богдан, молодой мужчина в яркой малиновой рубашке и темных очках с фиолетовым отливом, уверенно подходит к офису «Генерации успешного действия». Тут, в организации, которая объединяет людей с нарушениями зрения, у него много друзей, а потому он часто приходит к ним на чай. По высоким бетонным ступеням холодного советского здания мужчина поднимается уже медленнее. Богдан – незрячий и передвигается с помощью трости.

Фото: LB.ua

 Мы заходим в маленький кабинет с двумя столами, над которыми надпись «Права инвалида = права человека». На мою просьбу включить свет, мужчине помогает руководитель организации.

- Выключатель у нас вот тут, - направляет его руку Геннадий.

- В следующий раз обязательно им воспользуюсь, - шутит Богдан.

Его, как и многих людей с инвалидностью, раздражают попытки жалости или, наоборот, - геройства. У Богдана есть друзья, любимая жена и работа. Он программист. Найти свое дело было сложно без квалификации, но он никогда и не настаивал, чтобы его взяли на работу из-за жалости: «а то потом получается, что тебе деньги как будто с барского плеча сбрасывают». Однажды в него поверили - предложили преподавать на курсах, несмотря на то, что он многого не знал. Готовился к занятиям ежедневно. Такая мотивация помогла Богдану выпустить два курса студентов и получить свой первый рабочий заказ. Сейчас у него много проектов и учеников и жалеет он, кажется, только о том, что нет машины. Отсутствие тактильной плитки, рельефных зебр, озвученных переходов и неограждённых ям усложняет проход по новым маршрутам и отбирает слишком много сил и времени.

В передвижении по городу за границей незрячим помогают собаки-поводыри. Но в Украине таких нет, а потому Богдану остается только представлять, как это – ходить со специально обученным животным: «Мне кажется, что это очень удобно. Наверное, это такой соединенный вариант между тростью и GPS-навигатором, которым я пользуюсь в неизвестных местах».

Фото: LB.ua

О том, как ходить с собакой-поводырем, в Украине практически никто не знает. В СССР в Подмосковье работала школа подготовки проводников, но с распадом Союза, тренинговый центр остался в России. В Украине ни школы, ни кинологов, которые бы занимались подготовкой собак для незрячих людей, так и не появилось.

«Когда на собаку одевают шлею, она начинает взаимодействовать с человеком»

Однажды в День рождения Вика возвращалась с прогулки домой в белом платье и с цветами. Вдруг под ногами она почувствовала пропасть. Незрячие люди могут не одну историю рассказать о том, как они, или их знакомые, падали в люки. Вике повезло: она не провалилась лишь потому, что ноги попали на край шахты. Именно тогда девушка задумалась над тем, что ей не хватает четвероногого поводыря: «Никто не отменял стоящие посреди дороги мусорки, столбы по центру тротуара. Собака позволила бы мне эти препятствия обходить. Я бы, наконец, почувствовала себя в безопасности».

 Борс ведет свою хозяйку Энику по улице родного города Орботян, Венгрия, 22 апреля 2016 года. Собака-поводырь помогает женщине с
2013 года.
Фото: EPA/UPG
Борс ведет свою хозяйку Энику по улице родного города Орботян, Венгрия, 22 апреля 2016 года. Собака-поводырь помогает женщине с 2013 года.

Желание Вики довериться собаке сбылось: во время венгерско-украинского тренинга в Ужгороде у нее была возможность убедиться в эффективности присутствия рядом сертифицированного животного. У девушки есть своя собака, но поведение поводыря кардинально отличается: «Мне было нестрашно и интересно. Оказывается, когда на собаку одевают шлею, она начинает взаимодействовать с человеком». Лабрадор Веста провела Вику по дороге и завела в гостиницу. Перед каждым препятствием собака останавливалась – указывала на преграду и ждала команду двигаться дальше. После того, как они с собакой переступили порог отеля, Веста нашла свободные места на диване, подвела к нему Вику и только потом села сама. «Но когда с собаки снимаешь шлею, она становится обычной: игривой, ласковой, - резко перебивает свой рассказ Вика. - Она дурачится! Такая собака могла бы быть для незрячих чем-то большим, чем просто поводырем, понимаете?» Если бы Вика и Богдан встретились, она рассказала бы ему, что его догадки правдивы: с проводником не боишься ходить по улицам и делаешь это намного увереннее, чем с тростью.

Тренинг в Ужгороде, в котором участвовала Вика три года назад, организовала общественная организация инвалидов по зрению "Дивосвіт". Он стал первым для людей с инвалидностью, тифлологов и кинологов из Украины, Венгрии и Румынии. Тогда венгры подготовили и подарили одной из украинок собаку-поводыря. Некоторое время на улицах Мукачево работал золотистый лабрадор-ретривер. Но собака настолько изменила жизнь своей незрячей хозяйки, что женщина нашла свою любовь за границей и переехала жить туда. Украина лишилась единственной в стране сертифицированной собаки-поводыря.

В 2014 году прошла еще одна конференция, участники которой составили письмо-обращение к Президенту Петру Порошенко и премьер-министру того времени Арсению Яценюку с просьбой обеспечить «нормативно-правовую базу для возможности использовать собак-поводырей, создать материально-техническую базу для их подготовки, предвидеть источник финансирования механизма обеспечения собаками инвалидов по зрению». Государство проблему признало, но дипломатично объяснило, что ближайшее время решения ждать не стоит. 

Дорогой друг

Подготовка собаки-поводыря - процесс ресурсозатратный. Чаще всего сопровождающими становятся лабрадоры. Кинологи считают их самыми спокойными и добрыми собаками, с минимальным уровнем агрессии.

Андрей Коленченко, кинолог киевского тренировочного центра «Гелион», рассказывает, что подготовка одного проводника длится минимум полтора года. После рождения, щенок находится в приемной семье, проходит вакцинацию и обследования. После начинаются тесты на генетическую агрессию, стойкость психики, физиологические отклонения. Собака так же не должна бояться машин, бросаться на котов, испытывать слабость перед детьми, иначе для незрячего прогулка с таким животным может стать опасной. Если собака прошла тестирование, начинаются занятия с инструктором.

Кинолог Андрей Коленченко со своей воспитанницей Лорой во время занятий в парке
Фото: LB.ua
Кинолог Андрей Коленченко со своей воспитанницей Лорой во время занятий в парке

Андрей говорит, что подготовка поводырей отличается абсолютно всем: их не готовят по распространенной программе послушания. Обычную собаку не учат включать свет, звать на помощь в беде, запоминать маршруты. Поводыря же приучают принимать решения самостоятельно.

«Если бы мне кто-то дал собаку и деньги, я бы не взялся ее обучать, - подытоживает Андрей. - Это колоссальный труд по 8-9 часов ежедневно». Собаки работают проводниками 6-8 лет, в некоторых случаях больше десяти. Процесс подготовки одной такой в разных странах обходится в 20-50 тысяч долларов, но эти расходы покрывает государство или фонды, а не сами люди с инвалидностью.

Фото: LB.ua

Теоретически собаку можно заказать за границей, но в постсоветских странах их едва хватает для своих граждан, да и знакомство с поводырем, привыкание к нему, занятия с кинологом за границей, а позже - доставка собаки в Украину, увеличит и без того немалую цену. К тому же собаку нужно содержать: в Европе она застрахована от болезней и несчастных случаев и постоянно проходит ветеринарный осмотр.

По оценкам кинолога Андрея, ежемесячное содержание собаки обойдется ее владельцу в среднем в две тысячи гривен. Но даже если незрячий все-таки купит проводника, дальше своего дома у него вряд ли получится выйти. «Пребывания с собакой в любом общественном месте не разрешено. А намордник собаке-поводырю не оденешь. Ей многое нужно делать пастью – ключи подносить, подавать вещи. Не только государство не признает собак-поводырей, но и сами люди не готовы их принять, у нас достаточно негативно относятся к человеку с собакой, даже если она воспитанная», - говорит Андрей.

Фото: LB.ua

В Украине вроде как и действует статья 26 закона «Об основах социальной защищенности инвалидов», которая обязывает создать условия для беспрепятственного доступа людей с инвалидностью в сопровождении поводырей, но на деле закон не работает.

Виктория рассказывает историю о том, как ее подругу из Минска не пустили в киевское метро с проводником: «С животными у нас не положено». Именно по этой причине и Богдан отказался от идеи подготовить для себя собаку за границей: «Что я с ней дальше делать буду?» - спрашивает он у меня. И что ему ответить, я не знаю.

Маргарита ТулупМаргарита Тулуп, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram