ГоловнаСуспільствоНаука і релігія

Святые революционеры

Подобно тому как события на Майдане разделяют общество, они разделяют и церковь. Часть верующих и даже священников активно участвует в акциях протеста, другая часть – считает грехом бунт против власти. Или видит все эти акции протеста как некую большую манипуляцию иностранных политтехнологов и считает, что участвуют в Майдане только недалекие люди, не замечающие, как ими управляют.

Мужчина, травмированный вовремя ночного разгона Евромайдана
Фото: EPA/UPG
Мужчина, травмированный вовремя ночного разгона Евромайдана

Я вряд ли могу быть объективен в этом вопросе, потому как занимаю одну из сторон – сам неоднократно ходил на Майдан. Однако попробую объяснить - почему я считаю, что христианам вполне естественно поддерживать такой протест.

Это объяснение важно еще и потому, что за разговорами об интеграции в Европу забывается главная причина, которая вывела людей на улицы – неуважение к человеческой личности и отрицание права на инакомыслие. Несколько священников УПЦ МП выступили с заявлением о том, что они поддерживают европейскую интеграцию и Майдан. Официальные лица УПЦ МП не заняли чью-либо сторону, ограничившись призывом к миру.

Оба эти тезиса – и призывы к миру и стремление к Европе немного сбивают с толку. Людей на улицы вывел именно жестокий разгон демонстрантов в ночь с 29 на 30 ноября, а не демонстративный отказ от подписания Ассоциации с ЕС. Власть отказала гражданам в одном из базовых прав, закрепленных Конституцией – праве мирно выражать свой протест. И отказ этот был подан в самой жесткой форме, более присущей восточному типу деспотического правления, чем политикам, которые везде заявляют приверженности демократии и уважению личности.

И вот тут уже мы выходим на главный вопрос – как христианам относится к власти, которая избивает собственных граждан?

В истории церкви много примеров того как священники или простые верующие прямо призывали власть к покаянию и обличали ее в грехах. Они поплатились за это своей жизнью и свободой, но именно их потом церковь ставила в пример, причислив к лику святых.

— Влад Головин

Давайте вспомним начало христианства. Иоанн Предтеча перед всем народом обличал царя Ирода за греховную интимную связь царя с его родственницей. Эта истории вошла в Евангелие. Именно за это святой пророк попал в тюрьму и сложил голову.

История со святым Амвросием Медиоланским и его конфликтом с императором Феодосием Великим имеет явные параллели с нынешней ситуацией в Украине. После того, как император жестоко подавил восстание одной из провинций, святой Амвросий отлучил его от причастия. И не пускал его в храм, пока сам Феодосий публично не покаялся.

Жестоко обращался со своими подданными и другой правитель – царь Иоанн Грозный. А святой митрополит Филипп не побоялся обличить его перед всеми и призвать исправится. Тот же святой Николай Мирликийский, память которого мы недавно праздновали, вступился за невинно осужденных.

Именно эти истории стоит вспомнить всем тем, кто осуждает священников разных конфессий, открыто поддержавших Майдан. Мы не знаем, кого из нас в итоге примет Бог. Но по крайней мере те, кто не побоялся сказать о том, что власть в этой стране ведет себя не по-христиански, брали пример с бунтовщиков, признанных потом святыми.

Фото: Макс Левин

В ответ на это мне обычно говорят, что святые не строили баррикад и не захватывали здания. Да, это так. Их сопротивление было чаще всего словесным. Но, по крайней мере они называли зло – злом, а добро – добром, и не призывали сидеть дома, молится и не высовываться.

Правды ради нужно сказать, что у тех священников, которые считают, что не нужно ходить на майдан, есть свои аргументы. Они считают, что осуждая одну из сторон конфликта, церковь в таком случае становится сторонницей другой стороны и углубляет поляризацию обществе, а, возможно, и эскалации конфликта. Ведь церковь остается социальным институтом, пока пользующимся наибольшим доверием в обществе. Углубляя раскол, церковь перестает выполнять функции миротворца.

Однако можно было бы выразить свою позицию, сохранив при этом отстраненность, не призывая выходить на баррикады. К примеру – сказать, что церковь молится о примирении и призывает к молитве всех. Но одновременно – напоминает о том, что каждый чиновник, отдающий преступные приказания о избиении людей, понесет ответственность перед Богом. И что заповедь «не укради» подразумевает и коррупцию тоже, а не только банальное воровство.

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram