Существует серьёзное подозрение, что право и нравственность регулируют различные сферы человеческой деятельности. «Поле» права и «поле» этики не совпадают по своим границам. Но выпускники факультетов марксистско-ленинской философии и практические работники социалистического правосознания ничего подобного не подозревают. Их мир проще, их, наших законодателей, мысль не увлажнена сомнениями. Они твёрдо знают: любые порождения их законотворческой деятельности к ним самим, неприкасаемым (в прямом смысле!) никакого отношения не имеют.
Это – апофеоз. Высшая точка надругательства над вечным и общепринятым. Они, публично декларирующие свою религиозность, решили усовершенствовать, освежить давно известное – библейские и христианские этические принципы. Усовершенствовать Творца. Несколько ранее этим занималась специальная дисциплина «маркистско-ленинская этика», подобные этические законоуложения имела и нацистская Германия.
«Великие доктрины» ХХ века остались в истории как законченные системы, которые могут и сегодня иметь поклонников, но не потомков. В этом смысле закон «О правилах этического поведения» не опасен. Ещё одна декларация, сколько их уже было… 25 июля 1918 года Совнарком (т. е. правительство той страны) утвердил «Положение о государственной статистике». Тогда были созданы отделы социальной статистики, которые регистрировали и обобщали сведения об уголовных, гражданских и административных правонарушениях, о беспризорности несовершеннолетних, алкоголизме, самоубийствах, абортах, проституции. Однако по прямому распоряжению Сталина в 1930 году ведение всей этой «моральной» статистики прекратилось. Грозный тиран не хотел знать правду о своей стране. Сегодня, в 2012 году «моральная статистика» в полном объёме отсутствует и в независимом украинском государстве. В частности, никто из нас, рядовых избирателей, не может получить сведения о реальной деятельности тех, кто формирует законодательство страны. О точных датах посещения ими их рабочего места, о голосовании их депутатской карточки (поскольку сами они на работе бывают достаточно редко), о заграничных их вояжах с указанием цели, длительности и источника финансирования, о всех их поездках по Украине, самолётом, поездом и автомобилем, о многом другом, характеризующем этичность их профессионального и человеческого поведения, например, участие в драках в парламенте, наездах на пешеходов и т. д. и т. п. А без всего этого – о каких правилах этического поведения может идти речь.
Есть такая научная дисциплина – теория права. Она утверждает, что всем нормативным предписаниям, законам в первую очередь, должна быть свойственна следующая формальная определённость:
-
закрепление в юридической форме основных юридических понятий, категорий как необходимых ориентиров для создания и правильного применения норм права;
-
строгую регламентацию прав и обязанностей участников правоотношений посредством создания норм права;
-
чёткое определение последствий несоблюдения предписаний норм права посредством конструирования санкций.
Всё это – не о нас, не о нашем законодателе.
Посмотрите, внимательно почитайте закон «О правилах этического поведения». И вы убедитесь: этические заповеди Творца всего сущего конкретнее, определеннее, эффективнее.