Ежегодно 60 тыс. представителей оккультных «профессий» в Украине зарабатывают около 2 млрд. грн., пишут «Комментарии».
Подсчеты издания основаны, кроме прочего, на оценках народного депутата от КПУ Евгения Царькова, выступающего за полный запрет этих профессий и подсчитавшего, что в нашей стране насчитывается не менее 60 тыс. экстрасенсов на 200 тыс. традиционных врачей.
По подсчетам экспертов, работавших над законопроектом о запрете магических практик, ежегодно колдовской рынок облегчает карманы украинцев не менее чем на 1 млрд. грн. Однако эта цифра занижена, если предположить, что количество работающих на этом рынке действительно около 60 тыс. человек. Поскольку тогда получается, что каждый из них зарабатывает всего 16,7 тыс. грн. в год, то есть менее 1400 грн. в месяц. Подсчет от обратного, если допустить, что приемлемым считается месячный доход 4–5 тыс. грн., даст, соответственно, емкость рынка порядка 3 млрд. грн. и больше. Судя по всему, истина находится где-то посредине — гадалки совокупно осваивают около 2 млрд. грн. в год.
Косвенным подтверждением миллиардных объемов могут быть суммы, которые гадалки, провидцы и астрологи тратят на свое продвижение в медиа. От источника в одном из медиахолдингов «Комментарии» получили выкладку по затратам на рекламу предсказателей в 2010 и 2011 годах в печатной прессе.
Оказалось, что 163 ведуна и гадалки, которые разместили свои предложения о магической помощи на страницах либо очень дешевых, либо вовсе бесплатных газет (кроме рекламных), совокупно потратили на это в 2010 году 5,6 млн. грн., а за десять месяцев 2011 года – 4,4 млн. грн.
Статистическое падение показателей обусловлено тем, что многие издательские дома просто отказались в нынешнем году от размещения на своих страницах информации об услугах прорицателей. Неофициально в редакциях объясняют это желанием привлечь более респектабельных рекламодателей. Последних, как правило, отпугивает наличие в издании рекламы экстрасенсов, поскольку «потребителями» их «услуг» считаются люди с низким уровнем доходов. Соответственно, и само издание не может претендовать на звание «респектабельного». Те же, кто решил оставить их в своем «портфеле», преимущественно наращивали объемы соответствующей рекламы.