О необходимости менять законодательство, регулирующее деятельность благотворительных фондов, говорится очень давно. В пример приводится опыт западных стран, в большинстве которых помощь нуждающимся людям не облагается налогами. А те, кто занимается благотворительностью, еще и получают право на льготное налогообложение. В результате этой политики американские благотворительные фонды оперируют бюджетами в миллиарды долларов.
В Украине проблем с налоговой нагрузкой на филантропов нет только формально. В соответствии со статьей 20-й все еще действующего Закона «О благотворительности и благотворительных организациях», те фонды, которые существуют только на членские взносы и благотворительные пожертвования, освобождаются от уплаты налогов и других платежей в бюджет и специальные фонды. Но фактически, инвалид, получив в подарок коляску, должен заплатить с нее подоходный налог (существует лимит помощи в 1320 гривен в год – за все, что выходит за эти границы, получатель должен платить 15-17% налога с дохода физических лиц). И во многих случаях, говорят в благотворительном Фонде Рината Ахметова «Развитие Украины», украинским меценатам не остается ничего иного, как брать уплату этого налога на себя.
В фонде Елены Пинчук «АнтиСПИД» отмечают и еще одну проблему: чтобы помочь финансово или материально больному человеку, сотрудникам фонда приходится собирать огромное количество документов. К примеру, для получения помощи ВИЧ-позитивный должен предоставить о себе множество данных. Но таким образом благотворители, по сути, лишают больного права на конфиденциальность.
Несовершенство законодательства отмечают и в не столь крупных, но не менее активно работающих благотворительных организациях. К примеру, основанный в апреле этого года Фонд Олеся Довгого и его супруги Екатерины Гориной ежемесячно инвестирует более 300 тысяч гривен в различные образовательные и спортивные программы, а также социальное консультирование на территории Днепровского района столицы. По словам директора Фонда Оксаны Гуляевой, организация реализовывает пусть и относительно небольшие, локальные проекты, но зато все запланированное успешно доводится до конца (увы, в истории украинской благотворительности есть немало примеров, когда, взявшись за нечто грандиозное, фонд бросает начатое на полпути, как, к примеру, это произошло с нашумевшей «Больницей будущего», средства на которую собирал фонд Катерины Ющенко «Украина 3000»). Это и поддержка детско-юношеской спортивной школы (футбольные команды обеспечили новой формой), и передача различного оборудования отделению социально-медицинской реабилитации детей и дошкольным учебным учреждениям для детей-инвалидов со сниженным слухом и проблемами зрения, и помощь в приобретении школьной формы малообеспеченным семья района, ремонт помещений поликлиники «Русановка» и восстановление стадиона «Днепровец». Всего же участниками благотворительных программ Фонда за прошедшие девять месяцев стали более 5 тысяч человек.
Однако, как заявляет Оксана Гуляева, в своей работе благотворительная организация успела столкнуться и с некоторыми сложностями. Так, контролирующие органы, зачастую имея лишь приблизительное представление о требованиях к деятельности неприбыльных организаций, решают возникающие спорные моменты по своему усмотрению. Причина этого, по мнению Оксаны Гуляевой, – законодательная база, которая явно не соответствует требованиям времени. К тому же, в Украине практически нет учебных заведений, которые бы готовили специалистов в сфере благотворительной деятельности.
«Я понимаю, что работу благотворительных фондов необходимо контролировать, чтобы исключить злоупотребления. Но в Украине существует много организаций, которые делают реальную работу и заслуживают поддержки от государства, а не дополнительных препятствий», - говорит Гуляева.
Увы, как утверждают сами благотворители, новый закон не решает всех проблемных вопросов, мешающих ведению благотворительной деятельности. Тем не менее, он несет в себе много позитивных новшеств. Так, в законе ликвидируются территориальные ограничения в работе фондов, значительно упрощается процедура их регистрации. Кроме того, документ предусматривает определенные формы поддержки благотворителей со стороны государства.