"Мы не можем отправить груз обратно, это же ракеты, это очень опасно!" – убеждал 3 ноября работников ГАИ и СБУ российский контр-адмирал. Рано утром инспекторы ГАИ задержали два грузовика «КрАЗ» с полуприцепами, перевозящих противокорабельные ракеты Черноморского флота РФ. Разбирательства заняли несколько часов, после чего машины с оружием все-таки вернулись обратно по месту дислокации. Это был уже пятый случай подобного рода за последний год.
Военные части России и Украины в Севастополе расположены на некотором расстоянии друг от друга по всему городу, подобно дыркам в сыре. И чтобы добраться из одной части в другую (например, перевезти устаревшее оружие на склад), россиянам зачастую приходится передвигаться по обычным улицам города через жилые кварталы.
Но с недавних пор ни один военный автомобиль, ни один военнослужащий Российского флота не может появиться в Севастополе без разрешительных документов. Более того, ни один российский корабль не может зайти в бухту без согласования с украинской стороной.
Подразделения ЧФ России расквартированы по всему Севастополю
Фото: PHL
Стоп машина!
Причина задержаний российской техники одна: передвижение грузовиков осуществлялось с нарушениями п. 8 Указа президента Украины, п. 5 ст. 15 «Соглашения между РФ и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины». Кроме того, машины передвигались «вне мест дислокации без согласования передвижения с компетентными органами Украины».
Российская сторона только один раз признала свою вину. Главком ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, прибывший в Севастополь на традиционный июльский военно-морской парад, заявил, что «эти нарушения были связаны с неправильным оформлением документов при транспортировке опасных грузов, это серьезно, виновные понесут наказание, причем тоже очень серьезное». Кто понес наказание – неизвестно, но ситуация повторилась. Впрочем, чаще всего россияне настаивают на своем праве бесконтрольно передвигаться по Севастополю и голосят о нарушении межгосударственных договоренностей.
Все 12 лет, которые действуют соглашения между Украиной и Россией по вопросам флота, подобных конфликтов не было. Хотя нарушения были куда более очевидные: морская пехота России беспрепятственно передвигалась даже за пределами Крыма. Тогда она была переброшена в Херсонскую область, в Геническ, где находится радионавигационная станция «Марс-75». Тогда морпехи помешали украинским судебным исполнителям вернуть станцию Украине по решению Хозсуда Херсонской области.
Грузинский опыт
«Петух клюнул» чуть более года назад, когда корабли Черноморского флота РФ, базирующиеся в Севастополе, вели боевые действия с кораблями ВМС Грузии. Тогда Украина оказалась заложником политики России, а по сути таким же агрессором. Потому что, согласно положениям ООН, агрессором является как нападающая страна, так и та, с территории которой осуществляется нападение.
А на месте ослабевшей и дружественной Украине Грузии могло бы оказаться другое, более прагматичное государство. Например, Турция или иная страна-член НАТО. А если бы был нанесен ответный удар по российской базе в Севастополе – как бы вела себя Украина? Украинско-российское соглашение по флоту не оговаривает такую ситуацию.
Поэтому президент Украины Виктор Ющенко утвердил 13 августа 2008 года разрешительный порядок пересечения границы военнослужащими, кораблями и самолетами ЧФ РФ. Также этим указом он обязал согласовывать все связанные с деятельностью формирований ЧФ передвижения по Украине. Решение вступило в силу 1 октября 2008 года, то есть чуть более года назад.
Теперь российские корабли и самолеты могут пересекать государственную границу Украины только после предоставления в штаб ВМС Украины уведомления об этом, причем документ должен быть подан не позднее, чем за 72 часа до предполагаемого пересечения границы. В уведомлении должно быть указано, сколько людей находится на корабле (самолете), также в нем необходимо предоставить информацию о наличии на борту вооружений, боеприпасов, взрывчатых веществ и военного имущества.
Однако активно выполнять этот указ начали только в этом году. Причем ощутили это не только водители российского военного транспорта, но и личный состав российского флота. Органами МВД в городе начались задержания российских моряков с целью проверки пребывания законности пребывания. Согласно указу президента, военнослужащий России обязан иметь при себе документ, удостоверяющий личность, то есть военный билет или паспорт гражданина РФ, плюс документ, подтверждающий право пребывания на территории Украины. Это касалось лиц, проживающих за пределами воинских частей. Реакция российской стороны была прежней – нарушается «Соглашение между РФ и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины».
Всего же российскую сторону в этом году обвинили в более чем 500 правонарушениях, связанных с порядком пересечения государственной границы, передвижения по территории Украины и прохождения пограничного контроля.
Настояла Украина и на том, чтобы российская сторона до конца года отозвала сотрудников ФСБ, которые работают в органах управления и подразделениях Черноморского флота на территории Крыма и, естественно, свободно передвигаются по полуострову. По заявлениям СБУ, все сотрудники ФСБ на ЧФ РФ, а это 19 офицеров, которые занимаются контрразведывательной деятельностью, после 13 декабря должны покинуть территорию Украины.
Но если на суше такой контроль над деятельностью ЧФ РФ еще возможен, то на море, согласно близким к штабу ВМС Украины источникам, он соблюдается формально. Да и как можно проверить оружие и личный состав на борту российского корабля? Проверка при входе в бухту не предусмотрена. Непонятно и то, как можно эффективно действовать, чтобы, допустим, преградить путь входящему в Севастопольскую бухту российскому кораблю, у которого на это не будет разрешения.
И таких не решенных до конца проблем, связанных с обеспечением безопасности пребывания ЧФ в Украине, немало: начиная с самого присутствия в Севастополе в большинстве своем старых кораблей и оружия, с наличия на складах сотен тысяч боеприпасов, маяков, которые так и не переданы украинской стороне, что не гарантирует безопасность судоходства… И заканчивая экологией.
Из более 20 документов, которые должны были быть отработаны обеими сторонами после подписания 28 мая 1997 года базовых соглашений по флоту, подписана только половина, и есть большие сомнения, что до 2017 года, когда официально заканчивается срок пребывания ЧФ в Украине, они будут отработаны. А нет регулирующих документов – и спроса нет.
Торги уместны
Бесконтрольное передвижение российских военных по украинской территории несет реальную опасность мирным гражданам Украины. По информации источников «Левого берега», россияне перевозили противокорабельные ракеты «Москит» и «Малахит». Боевая часть такой ракеты весит до 800 кг, из которой взрывчатая – от 150 кг.
Например, 21 июля были задержаны два автомобиля Черноморского флота, каждый из которых вез четыре крылатые ракеты морского базирования «Малахит» (150 кг взрывчатого вещества в каждой). При взрыве общий вес взрывчатого вещества составил бы 1200 кг, а радиус поражения мог бы достичь более 2 км.
Но кроме вопросов безопасности, украинская сторона решает и другие задачи – оказывает влияние на переговорные процессы по дальнейшему пребыванию флота после 2017 года. Есть еще одна цель – добиться уступок со стороны России в решении других проблем во взаимоотношениях двух государств. Предпринимаемые действия хотя и малоэффективны, но все же служат демонстрацией силы нашей страны. Хотя «флотский рычаг» Украины явно уступает «газовому крану» России.
Что же касается вопроса пребывания российского флота в Крыму, то он постепенно сходит на нет естественным путем. Поскольку Украина не разрешает России вводить новые боевые единицы в состав флота, а прежние стареют и теряют боеготовность, флот постепенно «умирает». По разным сведениям, сегодня из более чем 300 российских кораблей и судов, которые должны базироваться у крымских берегов по соглашению между странами, решать задачи в море могут не больше 10 кораблей и боевых катеров и не больше 20 вспомогательных судов.
Россия, понимая, что содержание кораблей, которые морально и технически устарели, накладно для бюджета, сама начала выводить из состава остававшийся на плаву «металлолом», назвав все это громким словом «реформа». В результате командование российского флота только за последние месяцы сократило около 2 тыс. человек, а еще 9 тыс. на сегодня предупреждены о будущем сокращении на Черноморском флоте, и эти процессы будут продолжаться в дальнейшем. Так, жена одного из российских военных летчиков призналась «Левому берегу», что, возможно, уже в следующем году россияне оставят Качу – небольшой поселок в черте Севастополя, где расположен российский авиагородок. Если сведения верные, то это будет очень символичное событие для РФ. Именно в Каче в 1912 году обосновалась первая российская школа военных летчиков.
К 2017 году обстановка в Крыму будет только накаляться. Даже если президентом станет дружественная для России фигура, ей также понадобится рычаг влияния на соседа. И чем жестче будет позиция Украины, тем больше бонусов удастся выторговать.