Интересно, что тут у патриарха расхождения не только с главой Украинского государства. Митрополит Киевский и всея Украины Владимир также неоднократно подчеркивал, что Поместная православная церковь в Украине уже есть. И это – возглавляемая им Украинская православная церковь в единстве с Московским патриархатом.
Поспорить стоит со всеми тремя.
С митрополитом Владимиром: как известно, одна поместная церковь не может входить в состав другой. Учебники церковного права учат, что поместные православные церкви равноправны, и первый епископ одной из них не может находиться в административном подчинении первого епископа какой-либо иной церкви.
С патриархом Кириллом, утверждающим, что в проблеме украинского православия никакого империализма, а только православная экклесиология: «Патриарх – это отец для всех вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане, в каком мы государстве живем, он отец всех тех, кто принадлежит Православной церкви, входящей в единую юрисдикцию». Как раз православная экклесиология, то есть наука о природе и свойствах церкви, исходит из того, что в своем территориальном размежевании поместные церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Причем в тех же учебниках непременно приводится 38-е правило Трулльского Собора: «Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел». Другими словами, «политико-административное деление, государственные и административные границы», сложившиеся после 1991-го, не представляются патриарху непреложной данностью.
С президентом Виктором Ющенко, уверенным, будто бы украинский народ изо всех сил стремится к единой православной поместной церкви. Если стремится, то почему не объединяются православные в Украине? Какие такие непреодолимые пропасти, неподвластные икономии – то есть принципу решения церковных вопросов с позиции снисхождения, – пролегли между ними? Почему от Ровно и до Горловки и от Севастополя до Почаева не встречают патриарха Кирилла смиренные, но твердые в своей решимости обрести поместность православные молитвенники?
Потому, надо понимать, что для одних православных Украины пребывание под омофором Московского патриарха невыносимо, для других разрыв с ним просто немыслим, третьи говорят, что возносят его имя за
литургией не потому, что он «Московский», а потому, что «канонический», а четвертые опасаются, что любые резкие объединительные движения приведут к еще более глубокому расколу.
Потому, очевидно, что раскол в украинском православии – следствие, а не причина больших и малых противоречий, исторических, политических и культурных шрамов, разделяющих украинское общество. И
лучшее, что может сделать власть для единой поместной православной церкви в Украине, – это предложить внятную программу консолидации украинского общества и без промедления приступить к «сшиванию»
страны.
"Заграница" в этом нам не поможет. При всем уважении к трудам и личности патриарха Кирилла, очевидно – Московская патриархия до сих пор не предложила реалистичной модели уврачевания раскола в Украине. Нереалистичны ни призывы вроде «раскольники, покайтесь!», ни анафемы, ни расчеты на то, что «националистическая власть» падет.
Вселенский патриарх поможет украинцам только после того, как они помогут себе сами. Пока же кто-то просит у Царьграда автокефалию, кто-то требует от него не вмешиваться в украинские дела, а сам Второй Рим (Константинополь) рассматривает Украину как добрый крюк, на котором можно качественно подвесить Рим Третий (Москву).
Вывод очевиден: будущее православия в Украине самым решающим главным и определяющим образом зависит от того, что происходит и произойдет в самой Украине. Причем от успешности государства Украина не в меньшей степени, чем от самосознания православных, духовного совершенствования епископата, клира и мирян, качества богословского образования и приходской жизни.