ГлавнаяОбществоЖизнь

Цена безопасности

Что ждет украинца, решившего совершить автопутешествие по странам ЕС? Что волнует самих европейских автомобилистов?

Цена безопасности

 СМИ сформировали у интересующихся граждан представление о западном автомобильном рае. Там, мол, замечательные дороги, указатели на каждом углу, полицейских не видно, никого не останавливают, не терроризируют, и уж тем более не берут взяток. Водители вежливы, культурны и предупредительны, стражи порядка - уважаемые и любимые народом люди. А жители оного же Запада все чаще жалуются: ездить стало совсем невмоготу

 Начнем с клише. Полицейские на улицах и дорогах стран ЕС стоят и останавливают, в том числе, просто так, без всякого нарушения. Это, кстати, единственный способ убедить не садиться за руль любителей ездить в пьяном виде. Еще недавно, до 90-х годов, автопутешествия «под мухой» были массовым явлением, а разрешенный в Западной Европе лимит содержания алкоголя в крови повсеместно игнорировался. Сейчас в большинстве стран все еще разрешены 0,5 промилле, но люди стали бояться. В ряде городов и районов, например, ночью с пятницы на субботу полиция останавливает и проверяет едва ли не каждую машину. Также с установлением Шенгенской зоны и открытием внутренних границ полицейские часто перехватывают на автострадах для контроля автомобили с иностранными номерами.  

Совсем не берут взяток в скандинавских странах. Почти не берут в Австрии и Германии. Хуже на юге Европы. А вот в Польше, Чехии, Венгрии, Румынии и Болгарии коррупция весьма распространена, особенно иностранцы часто становятся жертвой откровенного вымогательства. Но и местных жителей «достают». Любимое дело чешских полицейских, например - проверять «обязательное снаряжение» автомобиля: наличие аптечки с непросроченными препаратами, полного комплекта запасных лампочек и предохранителей.

С другой стороны, действительно, движение становится все безопаснее. Ежегодная смертность на дорогах в Европе падает, не только на душу населения, но и в абсолютных цифрах. Так, в Великобритании в 2007-м впервые с 1926-го (!) на дорогах погибло менее 3 тыс. человек. Для сравнения - в 1972-м жертв аварий было около 8 тыс. В Германии в 1929 году в ДТП погибли 5 867 человек, в 1970-м - 19 193 и 4 467 - в 2008-м. В Украине в прошлом году на дорогах погибло около 9 тыс. человек. Всего же в полумиллиардном ЕС каждый год на дорогах погибает примерно 40 тыс. человек, а в мире - до миллиона.

Уменьшению числа жертв, разумеется, способствуют всевозможные системы безопасности автомобиля, но не только: европейцы ездят все аккуратнее. Почему? В Украине многие уверены - из-за качества дорог. «Все эти (европейские - «Левый берег») государства имеют общие черты - наличие качественных дорог и отлично организованное дорожное движение, делающее отступление от требований ПДД неудобным для нарушителя. Водителю на немецких дорогах проще соблюдать  правила, чем нарушать их. При этом штрафы выполняют в обеспечении безопасности движения второстепенную, вспомогательную функцию», - уверяет одно украинское автомобильное издание. На самом деле - ох как удобно гнать по ярко освещенному и полупустому ночному мюнхенскому проспекту 120 вместо разрешенных 50 км/час. Еще лет 15 назад многие так и гоняли. Да и на автобанах в Германии ограничений скорости на многих участках нет, а вот в других европейских странах - 110-130 км/ч. Но ведь ничто вроде бы не мешает лететь в левом ряду на скорости 200 км/час. Вернее, мешает угроза штрафа - в Австрии уже за превышение на 20 км/ч за городом возьмут ?20, а в городе - ?55; в Швейцарии - не меньше ?100. В Финляндии сумма штрафа исчисляется в процентах от дохода нарушителя, 27-летний миллионер недавно заплатил ?200 тыс. за превышение на 40 км/ч.

За езду в нетрезвом состоянии или превышение скорости более чем на 50 км/ч берут не меньше ?800 - и права отбирают на месте, могут даже посадить в тюрьму. На заметку украинским туристам: права-то у вас, иностранцев, в Германии или Чехии, конечно, не заберут, но штраф заплатите, рискуете и получить запрет на въезд в Шенгенскую зону.

Но одних штрафов, действительно, мало. Наиболее эффективна система штрафных баллов. Первой ее ввела в 1974-м Германия. Позже опыт переняли Франция, Италия, Великобритания, Ирландия, Португалия, Греция, Польша, Венгрия, Словения, Чехия. За каждое серьезное нарушение правил начисляется от 1 до 7 баллов. Набрал 12-18 (в зависимости от страны) - на год остаешься без прав.

Как ловят нарушителей? Используются стационарные и мобильные посты, по автобанам полицейские крейсируют на мощных и внешне неотличимых от штатских «Ауди» или «БМВ», а буквально за последние 10 лет массово распространились камеры. Причем это не просто радары, перед которыми можно затормозить, а системы, измеряющие среднюю скорость движения машины на контролируемом участке. Камеры также следят за проездом на красный свет и соблюдением дистанции.

Наиболее интенсивно и жестко за дорогами следят в Англии, Швеции, Швейцарии. «Поспокойнее» - в Германии, Австрии, Чехии и Польше. Участки, контролируемые камерами, часто официально обозначаются специальными знаками, их перечень присутствует в программах для навигаций GPS. Водители мигают друг другу фарами, и, в конце концов, живущему, например, 11 лет в Праге автору прекрасно известно, где  в чешской столице полицейские стоят практически всегда, а где не встречаются в принципе. (Люди в форме - народ костный в любой стране). Получается парадоксальная ситуация, когда на хорошей дороге приходится ехать 70 км/час, потому что там непонятно зачем уже 5 лет стоят знак и пост, а вот между двумя деревнями можно спокойно гонять на скорости 180 км/час.

Впрочем, в наше время технически реально заставить ездить по правилам всех. Ближе всего к этому подошли в Великобритании. Системой вычисления средней скорости охвачены уже не отдельные участки, а большая часть дорог, на полном серьезе обсуждается радикальное предложение: поставить на каждую машину постоянно связанный через спутник с центральным полицейским компьютером передатчик. Здесь возникают уже философские вопросы - цены безопасности, радости и смысла жизни. Комментатор лондонской «Таймс» Джереми Кларксон по этому поводу писал: «Да, люди боятся и ездят все медленнее. Да, очень безопасно, а заодно и экономично ехать 65 км/ч. Можно принудить к этому всех. Почти не будет смертей на дорогах. А дальше? Полностью запретить курение? Заставить всех стать вегетарианцами и соблюдать здоровый образ жизни? А потом? Так или иначе, в конце жизни каждого из нас - смерть».

 

СПРАВКА

Не анекдот

О дорожных стражах порядка даже вполне интеллигентные европейцы отзываются нецензурно или рассказывают анекдоты. Иной раз их не надо придумывать. Пльзеньский адвокат Мартин Вовсик ехал с 2 промилле в крови. Полицейским он объяснил, что был простужен, выпил 5 флаконов настойки от кашля по 100 мл, этикеток не читал и понятия не имел, что она на спирту и пьется каплями, а не стаканами. Дело дошло до Верховного суда, где Вовсика оправдали.

 

Источник: Иван Воронцов