Старый дворник преподал нам урок. Он показал настоящую ценность для общества наших библиотечных мучений и бессонных ночей. В костре на заднем дворе университета пылали наши курсовые.
И хотя для канцелярии вуза, а тем более для страны в целом, эти работы не стоили даже бумаги, на которой написаны, студенты и преподаватели относились к ним совсем по-другому. Учащийся, претендующий на высокий балл, должен был отвечать за написанное. Непреклонные руководители требовали ссылок на источники, проверяли статистические данные, придирались к точности цитат.
Судьба этих работ - закончить жизнь в огне, но перед этим - выработать скрупулезность и серьезное отношение к излагаемой информации.
Совсем другой огонь, жестокий и неумолимый, привел к гибели людей и рождению документа, имеющего крайне высокую важность для всей страны. Он должен изменить финансовые потоки, рынок труда, структуру налогов и бюджетов, облик городов и поселков, психологическое состояние людей и климат в семьях всех регионов страны. Этот документ - принятый парламентом Закон «О запрете игорного бизнеса в Украине».
Законопроект подготовили два депутата - «регионал» Григорий Смитюх и «бютовец» Валерий Писаренко. У обоих высшее юридическое образование: Валерий Владимирович - обладатель красного диплома Академии адвокатуры, Григорий Евдокимович окончил Киевскую высшую школу МВД. Уважение к профессорам этих престижных заведений заставляет думать о том, что в свое время за работу такого уровня студенты Смитюх и Пасаренко не получили бы допуск к экзаменам.
Документ - отличная иллюстрация того, как работают люди, на обеспечение деятельности каждого из которых ежемесячно тратится столько, что хватило бы на зарплату 30 преподавателей вуза и стипендию 200 студентов.
Объяснительная записка к законопроекту удивляет и формулировками, и данными. «По статистике, не менее 75% клиентов игральных автоматов, - это студенты и школьники», - указывается в ней (пунктуация сохранена, перевод на русский - автора). Статистика, несмотря на все шутки, наука точная, в отличие от социсследований. То есть все статистические данные имеют документальное подтверждение. Возможно ли представить себе, что некое уполномоченное лицо проверяет документы у каждого, кто подходит к автомату, занося год рождения и род занятий в специальный журнал? А потом это же официальное лицо свободно допускает несовершеннолетнего к игре, нарушая действующее законодательство. Ну а как иначе собрать достоверную статистику?
В то же время, за пять минут поиска в Интернете удалось найти научную работу ректора Донецкого медицинского университета и профессора Украинского НИИ социальной, судебной психиатрии и наркологии Минздрава. В ней приведены данные исследования 2007 года: из пациентов, обратившихся с жалобами на патологическое пристрастие к азартным играм в России, люди до 30 лет составляли 44%.
Финансово-экономическое обоснование закона состоит из одной фразы: «Реализация проекта Закона Украины не требует дополнительных затрат из Государственного бюджета Украины». За такой формулировкой, конечно же, можно скрыть около 1,5 млрд. грн прямых потерь бюджетов разных уровней из-за неуплаченных отраслью налогов и стоимости лицензий. Но откуда взять деньги на проведение милицейских рейдов по выявлению подпольных казино, утилизацию игровых автоматов, на судебные тяжбы с владельцами игровых залов и игроков, которым не выплатят выигрыши?
В самом законе просчеты также бросаются в глаза. К примеру, акт запрещает деятельность букмекерских контор, но разрешает проведение лотерей. Что же мешает игроку, делающему ставки на результаты спортивных поединков, купить билетик «Спортпрогноза», официальной лотереи компании МСЛ с джек-потом в 110 тыс. гривен?
Закон не предусматривает механизма противостояния Интернет-казино. Эта огромная индустрия пропускает через себя до $50 млрд. в год. Участие украинцев в таких онлайн-играх проконтролировать очень сложно, а обойти любые барьеры сможет и школьник.
Юристы, экономисты, специалисты игрового бизнеса найдут в коротком законе (меньше этой колонки) еще большое количество ляпов. Это подтвердил и вывод Главного научно-экспертного управления.
Этот закон - еще один повод. Повод депутатам хорошо подумать, за что они голосуют, гражданам - кого они выбирают, а старику-дворнику - хорошо поработать своей импровизированной кочергой.