Кандидатов в «президенты» в итоге осталось 6, хотя изначально их было 7 (один в последний момент снят с выборов за нарушения), но это никак не повлияет на исход голосования. Во второй тур пройдут двое: действующий "президент" Евгений Шевчук и нынешний глава "Верховного Совета" Вадим Красносельский. Оба выходцы из МВД. Оба оперируют пророссийской риторикой - и в силу этого, также риторикой антиукраиснкой и антимолдавской. Оба при этом имеют бизнес-связи в Украине, которую разоблачают, потому, что там "хунта", которая еще и "антироссийская". И в Молдове, которая "румынофашисткая" и тоже "антироссийская", и вообще и агрессор, и сосредоточение зла, и хочет присоединится к Румынии, и вступить в ЕС. При этом большинство приднестровцев тоже регулярно ездят и в Молдову, и в Украину, поскольку без таких поездок - за продуктами, медикаментами, медицинской помощью, на учебу, на работу и т.п., в Приднестровье просто не прожить.
А все потому что, приднестровцы живут плохо - в основном по причине непризнанности республики, что порождает её изоляцию, и абсолютного, ничем не сдерживаемого произвола сепаратистских властей, демонстративно плюющих на любые законы. В числе прочего они могут отжать почти любой бизнес, а это означает, что держать в Приднестровье легальный бизнес нет никакого смысла. И легальный бизнес вымывается, а на смену ему приходит криминал, который "решает вопросы" с сепаратисткой властью. Дпя нелегального бизнеса непризнанное Приднестровье ценно тем, что позволяет заниматься такими видами деятельности и в таких масштабах, которые просто невозможны в любой признанной стране.
И за последние пять лет по целому ряду причин рядовой приднестровец стал жить много хуже. Это порождает в обществе протестные настроения. Большинство голосующих будут голосовать не столько "за", сколько "против". По этой причине графа "Против всех", которая каким-то чудом сохранилась в приднестровских бюллетенях тревожит всех кандидатов и всё не устают рассказывать о том, что, мол, голосовать "Против всех" - бесполезно и даже вредно.
Число людей пенсионного и предпенсионного возраста в «ПМР» превышает 60%. Молодежь уезжает при первой возможности и куда угодно - в Россию, Украину, Молдову, в страны ЕС (благо получить молдавский паспорт могут большинство приднестровцев, а у Молдовы с ЕС безвизовый режим).
По молдавским паспортам летают в Европу и те, кто кричат о "единстве с Россией" и пагубности ЕС. У Евгения Шевчука закуплена недвижимость в Германии и Словении, куда он скорее всего и отбудет в случае проигрыша во втором туре. Отбудет он через аэропорт Кишинева, и никто не станет ему в этом препятствовать. Хотя поводов для возбуждения уголовных дел против Шевчука и его супруги, бывшей "главы МИД ПМР" Нины Штански более чем достаточно. Причина проста: окажись Шевчук в суде - и его показания могут поставить в крайне неудобное положение множество уважаемых людей: в Молдове, в России, в Украине, и даже в Европе.
Украинская и российская карта на выборах
Одно из самых страшных взаимных обвинений в ходе предвыборной кампании - сопричастность к Украине. Шевчука обслуживает нанятая в Одессе команда политтехнологов, да и фамилия у него украинская. У Красносельского есть украинский паспорт и квартира в Одессе. Эти и другие, подобные им, обвинения считаются сильным аргументом в предвыборной агитации. Общая логика тут такая: раз он украинец - значит, во-первых, бандеровец, а, во-вторых, готовит в «ПМР» Майдан. Игра на раздуваемой антиукраинской истерии широко использовалась в избирательных кампаниях всех семи кандидатов. Антимолдавские страшилки за 25 лет всем надоели и уже не действуют так хорошо. Хотя сюжеты про конкурента, который "сдаст Украину Молдове" тоже в ходу.
Россия не высказывает явного предпочтения ни к одному из кандидатов, рассчитывая вступить в диалог с любым победителем. Вместе с тем демонстрация "близости в России" всеми мыслимыми и немыслимыми способами, зачастую карикатурно комичными, стала "гвоздём" кампаний всех кандидатов. Эти потуги вызывают смех у любого наблюдателя со стороны, но степень психической неадекватности типичного приднестровского избирателя так велика, что он воспринимает это всерьёз.
Понятно, что все кандидаты, как на подбор, стоят на абсолютно пророссийских позициях. Предварительный отсев осуществляет "КГБ ПМР". Сторонников сближения с Украиной, отказа от пророссийского курса, возврата в Молдову не то чтобы нет в Приднестровье. Они там есть и их немало, их, по меньшей мере, четверть, возможно и больше. Но они запуганы, разобщены и боятся высказываться вслух. Начиная с лета нынешнего года в Приднестровье можно получить до 7 лет тюрьмы за публичное выражение сомнения в необходимости пребывания там российских миротворцев. Законопроект, внесенный Вадимом Красносельским, был принят буквально "на ура" депутатами «ВС ПМР» и немедленно подписан Евгением Шевчуком - такое единодушие лютых недругов способно тронуть буквально до слез. Если, конечно, 7 лет не грозят лично вам, за вашу гражданскую позицию.
Тем не менее, говорить о пророссийских кандидатах тоже нет возможности - во всяком случае, о паре, проходящей во второй тур. И Шевчук, и Красносельский представляют группы бизнесменов, заинтересованных в сохранении анклава, находящегося вне правового поля и подходящего для размещения на его территории разного рода сомнительных, или даже откровенно криминальных производств и складов. При этом, эксплуатация такого анклава предполагает наличие двух плеч, одно из которых находится в нём, а второе - в каком либо признанном государстве. Оно также предполагает налаженные и безотказно работающие способы преодоления границ и таможенных барьеров. Таким образом, непризнанное Приднестровье является партнером и тыловой базой криминальных и полукриминальных структур, действующих в признанных государствах, в первую очередь - в Молдове и Украине. Эти структуры имеют лобби в самых высоких эшелонах власти, без чего проект "ПМР" просто не мог бы функционировать. Их деятельность наносит сопредельным с «ПМР» странам прямой ущерб в десятки и сотни миллионов долларов.
Что касается России, то её интерес тут двойной. Во-первых, с Приднестровьем сотрудничают и российские криминальные структуры. А, во вторых, криминализуя при помощи Приднестровья и Украину с Молдовой Россия объективно ослабляет их, делая более подверженными своему влиянию.
Какой результат выборов можно ожидать
Некоторая интрига возможна во втором туре. Силы Шевчука и Красносельского примерно равны, но Красносельский опирается на недовольство избирателей Шевчуком, а Шевчук - на административный ресурс, на силовиков, и на «КГБ ПМР», превращенном в его личную гвардию для исполнения особо грязных и незаконных операций. Голосование будет грязным с обоих сторон: массовые «вбросы», липовые едва ли не на половину списки избирателей, «мертвые души» и «карусели» - всё это будут применять обе стороны.
Но у Шевчука есть последний козырь - в случае проигрыша он может решиться и на силовой сценарий, отменив результаты выборов силовым решением. Благо, достаточных для формального оправдания такой отмены, будет более чем достаточно. Логичным в таком случае будет следующих шаг по роспуску «ВС ПМР».
Но интрига эта носит скорее внутренний по отношению к Приднестровью характер. Внешним игрокам - если, конечно, говорить не о разного рода криминальных структурах, поставивших на одну из команд, а о интересах Молдовы и Украины, то им в принципе безразлично, кто из двух претендентов победит. В любом случае, это совершенно не снимает проблемы коррумпирующего их криминального анклава.
Несмотря на царящий в «ПМР» полицейский террор, и Украина, и Молдова, проявив настойчивость и политическую волю, и опираясь на НГО и гражданских активистов, вполне могли бы продавить выход на политическое поле «ПМР» дружественных им кандидатов. Это касается и прошлогодних выборов в Верховный Совет, и нынешних выборов президента. Но Кишинев и Киев предпочли не делать ничего, спрятавшись за удобной формулировкой: "это непризнанный анклав и мы не признаём этих выборов". Хотя, несмотря на непризнание выборов, и молдавские и украинские представители участвуют в переговорах 5+2 и сидят за одним столом с теми, кто на не признаваемых ими выборах был избран. Так было раньше. Так, вероятно, будет и впредь. Никаких новых сюжетов не намечается.
Таким образом, Молдова и Украина раз за разом проигрывают Приднестровье международному криминалу. И, судя по всему, не в последний раз.