ГоловнаПолітика

Вибір без вибору

Забрать контроль над Кабмином и при этом не допустить перевыборов парламента – это программа-максимум для президента. И, возможно, у него получится её реализовать. К каким последствиям это может привести?

Пока есть только два варианта замены Арсения Яценюка в должности премьера. Вариант с Натальей Яресько – респектабельный. Мол, приличный финансист, у неё есть опыт общения с западными политиками и кредиторами, у неё нет прямой зависимости от какой-либо политической силы и она не замечена в дружбе с олигархами. Вот только собрать под неё голоса – проблема. Вариант с Владимиром Гройсманом – реалистичнее. Всё-таки у него есть опыт общения со всеми политиками в нынешней Верховной Раде, есть поддержка президента и самой крупной фракции. Собрать под него голоса – возможно.

Есть ли третий вариант? Например, предложение Андрею Садовому возглавить Кабмин – это, скорее, попытка погасить возможного конкурента на президентских выборах (да, о них уже тоже думают!) и лишить «Самопомощь» удобной риторики в дискуссиях вокруг перезагрузки правительства. Теперь, когда Садовой отказался, «Самопомощь» будет только оправдываться, а другие политики – по ней топтаться. Мол, не взяли и не сделали. Хотя что можно сделать, когда у тебя голосов в парламенте 26, а у оппонентов – большинство?

Яресько

Фото: EPA/UPG

У действующего министра финансов есть одно достоинство и один недостаток, а именно: её называют технократом. Да, это одновременно и хорошо и плохо для неё. Хорошо – потому что «технократа» можно предложить обществу, которое разочаровалось в политиках как таковых. Плохо – потому что премьера утверждают всё-таки политики, а они пока не замечены в принятии решений на основе некой абстрактной справедливости и правильности. Собрать голоса за Яресько – всё равно означает отдать что-то в обмен на эти голоса. И, кстати, лидер депутатской группы «Возрождение» (а у них 23 голоса, то есть аж на пять больше, чем у «Батькивщины», и всего на три меньше, чем у «Самопомощи») уже в первый день работы парламента после трёхнедельного перерыва намекнул на то, что неплохо было бы переделить парламентские комитеты. Мол, старая коалиция забрала себе все комитеты… Подтекст: вот чем, например, с ними придётся делиться ради голосов. А что захотят остальные?

И утвердить премьера – это только часть дела. Допустим, за Яресько найдётся 226 голосов. А как искать голоса под тех, кого она захочет видеть министрами в своём Кабмине? Как искать голоса под решения, которые пожелают провести эти люди через парламент? Это может закончиться ещё более проблемными торгами, чем было в предыдущие два года. Яценюк хотя бы мог рассчитывать на поддержку своей фракции – это сразу 81 голос. А у Яресько и её министров вообще не будет никакого запаса голосов. Так что, возможное «технократическое правительство» ещё легче сделать недееспособным, чем правительство Яценюка, которое и убрать-то решили якобы по причине недееспособности.

Гройсман

Ещё одна проблема с Яресько заключается в том, что в случае выбора именно её кандидатуры как рабочего варианта замены Яценюка, не может быть никаких 100%-ных гарантий позитивного голосования – даже если «Блок Петра Порошенко» с «Народным фронтом» что-то и пообещают. Что если в расчёте под Яресько лишат премьерства Яценюка, а в итоге окажется, что на парламентском табло в решающий момент будет 194 «за» вместо 226? Ну, вспомните, как это было, когда депутаты не смогли отправить в отставку Яценюка в феврале этого года. Таким образом, всё-таки есть смысл в заявлениях «Народного фронта» – мол, вы покажите 226 голосов за возможную альтернативу Яценюку, а потом рассчитывайте на его отставку. Тот случай, когда, провалив Яресько, можно будет развести руками и сказать: «Ну, кроме Гройсмана, теперь не осталось вариантов», – и придётся с этим согласиться, чтобы у страны было хоть какое-то работающее правительство.

Фото: Макс Требухов

Ну а возможное правительство Гройсмана – это, по сути, правительство Петра Порошенко. Даже если уравновесить такого премьера вице-премьерами от других политсил, даже если добавить новых министров, даже если пообещать уступки всем фракциям парламента и даже если выдать обществу некое новое коалиционное соглашение. С одной стороны, «президентское правительство» может значительно упростить принятие решений – какие проблемы, когда решения принимаются в одном кабинете? Да и уже не получится перебрасывать ответственность за провалы на плохое правительство или зловредных депутатов, когда все нити управления будут уходить к одному человеку – к президенту. Судьба реформ станет на 100% тождественной его политической судьбе. Но с другой стороны – а как президент при этом будет вести диалог с парламентом? И будет ли это диалог?

Вполне может получиться так, что президент начнёт пользоваться в основном силовиками и контролем над медиа и ресурсами, чтобы добиваться поддержки своих решений в парламенте, – уж слишком разнонаправленные интересы депутатов ему придётся подчинять своему интересу.

В результате, одни будут голосовать за правительственные (читай: президентские) предложения или притормаживать критику под угрозой уголовных дел. Другие будут поддерживать то, что захочет президент, потому что получат медийную поддержку. Третьим достанется вкусная должность или обильный финансовый поток. Главное при этом – президент будет вынужден как можно дольше сохранять контроль над судебной системой, максимально послушную прокуратуру и некий приемлемый для ручного управления страной уровень теневых отношений в политике. И уже одно это не сочетается с идеей реформ.

***

Наверное уже никто не объяснит, как и почему дискуссия об альтернативах Яценюку свелась к этим двум фигурам – Яресько и Гройсману. Но если подумать о таком выборе – то станет ясно, что смысла в нём мало. Ещё раз: любому «технократу» придётся пользоваться тёмной стороной украинской политики, чтобы проводить свои инициативы через парламент. А компромиссной политической фигурой может стать только человек, подконтрольный президенту, и это заставит всех остальных субъектов политики уж слишком часто потом идти на компромиссы с президентом.

Простой вопрос: так ли уж лучше это всё, чем Яценюк? И ещё вопрос: так ли уж хуже, допустим, отправка парламента на перевыборы, чтобы перезагрузить всех тех, кто принимает решения в украинской политике, – чем вот такие нереформаторские варианты выхода из политического кризиса?

Дмитро ЛитвинДмитро Литвин, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram