ГоловнаПолітика

Зимнее время

В украинской истории наступило настоящее зимнее время – хотя до настоящих холодов еще несколько месяцев, мы становимся свидетелями первых социальных волнений внутри страны и жестких ультиматумов от ее соседей.

Зимнее время
Фото: Макс Левин

Власть, которая может простым голосованием в парламенте изменить законы астрономии, с этим зимним временем поделать ничего не может. Иногда кажется, что эта самоуверенная и самодовольная власть просто наблюдает за происходящим, с трудом понимая, чего же от нее хотят. Попытаемся же ей это объяснить.

Европа и Запад в целом хотят от Виктора Януковича немногого – здравомыслия. Европейские партнеры Януковича не покушаются на его власть и механизм принятия решений в стране, они фактически закрывают глаза на конституционный переворот, совершенный после победы действующего президента на выборах. Все это европейцы еще могут объяснить болезнями роста. Но они не могут – и не смогут, тут не нужно иллюзий – смириться с демонстративным ограничением свободы слова и уничтожением оппозиции с использованием судебного рычага.

Если дело Тимошенко не закончится – европейцы не подпишут с Киевом ничего, что позволяло бы говорить даже об условном присутствии Украины в европейском клубе. И это – здравое решение, которое в первую очередь в интересах Украины, а потом уже в интересах Европы. Потому что это решение показывает украинской власти, что если она хочет продавать продукцию местных олигархов на европейских рынках, если она хочет безмятежно таранить машины у казино Монте-Карло, если она хочет и дальше загорать на лучших курортах и общаться в приличном обществе – то придется чем-то поступиться. И прекратить насиловать страну, доставшуюся в управление.

Это именно то, что пытались объяснить Януковичу в Ялте. И это именно то, чего не может понять ни он сам, ни украинские политики – что в вопросе ценностей не может быть компромиссов, по крайней мере, публичных. Что люди, которые должны подписывать соглашения с Януковичем, отвечают перед своими согражданами. Что депутаты, которые должны будут голосовать за эти документы, отвечают перед своими избирателями. Что у этих избирателей есть четкие представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Что у европейцев есть совесть.

Фото: www.president.gov.ua

Именно поэтому происшедшее в Ялте можно считать настоящим позором Украины. В то время, как европейские чиновники пытались объяснить Януковичу и другим власть предержащим, что по вопросу ценностей компромиссов не бывает, украинские политики, призванные защищать интересы своих европейски настроенных избирателей, требовали от Запада совершить политическое самоубийство, подписать соглашения со страной, игнорирующей базовые ценности Евросоюза! Это – как и воззвание представителей гражданского общества – как раз и является ярким свидетельством политической незрелости Украины, ее неготовности не то что вступать в ЕС, а даже приближаться к нему.

Ну разве неясно, что сам факт демонстративного наличия избирательного правосудия делает страну неевропейской? Разве неясно, что присутствие в тюремной камере по политическим мотивам – кто бы там не находился, Тимошенко, Луценко, Гриценко, Яценюк или еще кто-то – делает невозможной подпись любого уважающего себя европейского политика рядом с подписью Януковича, Азарова или Грищенко? Нет там места для такой подписи – и точка! И если это еще возможно, я бы советовал допустившим эту грубую ошибку оппозиционным политикам скорректировать свою ошибочную позицию в сторону самоуважения. Не нужно ничего ни у кого просить. Мы – все вместе –отвечаем за эту власть и ее курс. И если этот курс – антиевропейский и мы не можем на него повлиять, то нам всем нечего делать в Европе. Как нечего было делать в Европе советским людям, не способным повлиять на безумие Брежнева и компании.

Россия хочет от Януковича куда большего, чем Европа – сдачи экономики страны, газотранспортной системы, стратегически важных предприятий. Переводом стрелок Виктор Федорович от Медведева и Путина не отделается. Именно поэтому меня поражает возрастающая паранойя «пикейных жилетов» нашей политики и журналистики – если Украину сейчас, срочно, без всяких уступок со стороны власти не пропихнуть в Европу, она окажется в российской зоне влияния. Не окажется.

Фото: Макс Левин

Не окажется потому, что никакой такой зоны нет. Россия даже с партнерами по Таможенному союзу, Беларусью и Казахстаном договориться не может, что уж об Украине говорить. Российская зона влияния – это Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, но даже там Москва не может работать с тамошними лидерами, как со своими марионетками. А Украина все же чуть больше. Не окажется, потому что у России просто нет денег на спонсирование Украины и она не может существенно уменьшить цену на газ. Не окажется, потому что Януковичу совершенно не нужно и не выгодно становиться российским губернатором Украины. Не окажется, потому что у него нет технических возможностей для этого – и ввиду оппозиции олигархов любому ограничению их возможностей, и в связи с членством Украины в ВТО, и потому что украинской власти нужно в Европу. Не окажется, потому что Медведев и Путин этого не понимают, потому что нам повезло, что в период абсолютной слабости украинской власти Россией управляют люди, равные ей по интеллектуальному потенциалу и искренне – искренне – верящие, что любой нормальный парень считает Украину недоразумением, которое должно быть интегрировано в имперскую плоть.

Поэтому они не будут искать компромиссов с Януковичем, поэтому они будут давить на него и унижать его, поэтому он – уже чувствующий себя царем – будет беситься и ни о чем с ними не договорится, поэтому нужно забыть о мифе выбора между Европой и Россией, который якобы может сделать украинская власть и поддержать усилия наших европейских друзей, пытающихся не допустить скатывания Украины в авторитарное болото. По-моему, все просто.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram