Матч уже окрестили «Игрой столетия». Соперники друг другу под стать. Андрей Слюсарчук получил известность благодаря установлению мировых рекордов по количеству запоминаемых цифр и слов. В 2009 году он запомнил 30 миллионов цифр после числа Пи, к тому же может цитировать любой отрывок из 20 тысяч книг. Компьютерная программа «Рыбка-4», разработанная международным мастером Васиком Райлихом, - страшный сон всех гроссмейстеров, ни одному из которых так до сих пор и не удалось переиграть ее в равных условиях. После нескольких попыток известных шахматистов, закончившихся сокрушительным провалом (одиночные выигрыши у предыдущей версии «Рыбки» случались только при условии определенной форы – в фигуре или во времени обдумывания) , шахматное сообщество признало «Рыбку» непобедимой. И со спокойной душой прекратило истязать себя в попытках «впихнуть невпихуемое».
Но тут появился Слюсарчук. Приблизительно полгода назад профессор, работавший с группой ученых из Львовской политехники над технологиями углубления памяти, заявил, что обыграет умную программу через 6 месяцев тренировки. Ему, конечно, не поверили: память памятью, но всему же должен быть предел. К тому же в шахматах, как известно, не только память задействована, но и способность анализировать и просчитывать хода в первую очередь. А Слюсарчук не скрывал того, что ранее с шахматами был знаком весьма поверхностно. В том смысле, что знал: такая игра существует. И говорил, что намеревается переиграть непобедимую до сих пор программу за счет изучения комбинаторики игры, запомнив несколько миллиардов комбинаций шахматных дебютов, а также благодаря мгновенному интеллектуальному анализу и работе с информацией в реальном времени. Собственно, те технологии, которые разрабатывал Слюсарчук вместе с львовской группой, он попутно применял на практике.
Только для людей, от этих сфер далеких, громкие обещания эпатажного доктора походили на бред сумасшедшего. А уверенность Слюсарчука в своей победе рождала у шахматистов вполне обоснованные (с их колокольни) подозрения и различного рода инсинуации. Даже несмотря на заявления профессора о том, что шахматы – лишь инструмент для демонстрации результатов его научного эксперимента и «Игра столетия» не имеет ни малейшего спортивного значения, так называемый «шахматный клан» не мог спокойно воспринимать эту идею. В конце концов, наслушавшись и начитавшись о себе нелицеприятных вещей, Андрей Тихонович, уже достаточно подготовившись, решил провести предварительный матч – своего рода генеральную репетицию «Игры столетия» - и себя проверить, и «фомам неверующим» наглядно показать, что с его стороны все чисто – без обмана и «ловкости рук».
Кстати, Слюсарчук сам настоял на том, чтобы в помещении, где проходила игра, было установлено устройство, глушащее все посторонние радиоволны – чтобы исключить возможность какой бы то ни было подтасовки или помощи извне. Самого профессора обыскали металлоискателем. Хотя, как оказалось, все эти меры предосторожности были излишними: по свидетельству присутствовавших на игре шахматных экспертов, пользоваться чьей-либо помощью у Слюсарчука не было никакой надобности – настолько нестандартны формат и манера его игры. Например, начиная с пятого хода партия вышла за пределы каких-либо классических канонов.
«Мы можем отбросить все подозрения в нечестности или подсказках, - это полный бред, - сказал после игры, которую, к слову сказать, Слюсарчук выиграл - почетный вице-президент ФШУ, арбитр международного класса Леонид Богданкин. - потому что имеем дело с такой нестандартной игрой, что любая «помощь» просто исключена. Компьютер так не играет, но … так не играют и профессиональные шахматисты! Самое интересное для нас теперь – как он думает, как принимает решения, какую логику игры применяет… Потому что то, что мы видели – уникально и очень интересно с точки зрения мировой шахматной науки, по крайней мере до сих пор с таким явлением шахматный мир еще не встречался.»
Напомним, что схватка с непобедимой «Рыбкой» - не шоу. Не стремление установить спортивный рекорд и стяжать себе лавры лучшего гроссмейстера в мире. Это всего-навсего научный эксперимент, призванный привлечь внимание общественности и власти к изобретенным технологиям запоминания и обработки огромных объемов информации, своеобразная их иллюстрация. Недаром министр образования Дмитрий Табачник так заинтересовался «Игрой столетия» ( матч пройдет под патронатом министерства , а сам Дмитрий Владимирович возглавит комиссию).
Очевидно, чиновники от образования гораздо с большим пониманием относятся к изысканиям Слюсарчука, чем его коллеги от медицины, устроившие в свое время настоящую травлю молодого профессора. И обещанный Слюсарчуку Институт мозга, (указ о создании которого был подписан прежним президентом еще в 2009 году), до сих пор не создан тоже во многом благодаря их стараниям. А власть, очевидно, слишком занята, чтобы контролировать этот процесс.
- Мне надоело выступать в роли шоумена, – говорит Андрей Тихонович. – Я на это иду только для того, чтобы быть услышанным. Что же делать, если иначе не получается?.. И почему я должен постоянно доказывать, что я не верблюд, не шарлатан, не шизофреник, не выскочка?.. Я виноват только в том, что намного талантливее тех, кто мне это все инкриминирует. А я хочу только одного: чтобы мне дали нормально работать. Отдать Украине весь свой талант и все знания. Разве я многого хочу? Или я хочу чего-то плохого?.. Институт мозга – это что, какое-то порочное заведение?. ..
Думаем, все намного проще: мозг, судя по всему, среди всех остальных органов, не является для Украины приоритетным. Так получилось. Впрочем, хочется верить, что не все еще потеряно. Возможно, как раз предстоящий 27 апреля шахматный матч все-таки хоть как-то изменит ситуацию…
Надежда Корсакова