Оставим вне скобок то, что не понятно, планировался ли вообще поход в музей, поскольку уже совершенно не важно: об этом говорят как о свершившемся факте, при чем со скандальными нотками в голосе.
Давайте лучше спросим: а мог ли глава независимого государства не посещать Музей оккупации в Риге? Могла ли команда главы независимого государства влиять на программу визита?
Очевидно, что да. Это нормальная европейская практика.
Например, когда говорят о рижском музее, то проводят параллели с мемориалом Голодомора в Киеве, который посещают все высокие гости. В том числе глава РПЦ патриарх Кирилл и президент России Дмитрий Медведев, у которых, как известно, собственная оценка тех трагических событий.
Дмитрий Медведев в Киеве, 17 мая 2010. Фото: EPA/UPG
А вот канцлер Германии Ангела Меркель в 2008 году отказалась возложить цветы к памятному знаку Голодомора (летом того года мемориал на Печерских холмах еще строился). Говорили, не хотела дразнить Москву. Оставим причину вне скобок. Факт остается фактом: по каким-то соображениям немецким дипломатам этого не захотелось.
Ангела Меркель в Киеве, 21 июля 2008. Фото: EPA/UPG
А если принимающая сторона (в 2008-м Украина, в 2010-м – Латвия) считает себя таким образом оскорбленной, то дипломатический инструментарий вполне позволяет ответить обидчику.
Кстати, президент Украины Виктор Ющенко ответил в 2008-м году очень достойно: он «передал федеральному канцлеру ФРГ Ангеле Меркель списки немцев, которые умерли в 1932-1933 годах от голода в Украине и списки интернированных в 1945-1954 годах».
При чем передал не через пресс-секретаря инфорагентствам («как стало известно из источников на Банковой»), а лично, и потом сообщил об этом на пресс-конференции в присутствии самой г-жи канцлер. Прекрасный пример деликатного, но вполне уместного щелчка по носу.
Совершил ли что-либо подобное президент Латвии? Дала ли официальная Рига понять всему миру, что оскорблена поступком Виктора Януковича так, как оскорбились многие украинские СМИ? Автор таких знаков не нагуглил.
А то, что Янукович якобы сократил свой визит и пробыл в Риге не два дня, а один… Зачем задерживаться? Перенимать латвийский экономический опыт? Даже не смешно. Демократический? Разве что поучиться, как закрывать 5-й канал так, чтобы не быть обвиненным в ущемлении свободы слова.
И правильно, что уехал. А то глядишь – понравилось бы.
О том,что могло понравиться - в репортаже Вячеслава Пиховшека, который - по техническим причинам - не смог увидеть свет сразу после самого визита.