ГоловнаСуспільствоЖиття

​Защита для «оборонки»

Наверное, не все знают о таком факте: в общем объеме экспорта Украины доля высокотехнологической продукции составляет менее 3%. При этом половина этих 3% – экспорт вооружения и комплектующих к системам военного и двойного назначения. Это означает, что в значительной степени лишь экспорт продукции «оборонки» не позволяет называть Украину просто сырьевой страной. Но сегодня «оборонка» страны в который раз просит о помощи...

​Защита для «оборонки»

О проблемах оборонно-промышленного комплекса страны, мерах оперативного вмешательства и стратегии на будущее шла речь на «Первом Всеукраинском форуме оборонной промышленности». Организаторами форума выступили три негосударственные структуры – Ассоциация «Украинские оборонные технологии», Центр исследований армии, конверсии и разоружения и консалтинговое агентство Defense Express.

Участие в нем приняли руководители практически всех ведущих предприятий оборонной промышленности страны, продукция которых имеет спрос на внешних рынках и способна значительно осовременить боевой потенциал Вооруженных сил Украины.Около 50 ведущих предприятий оборонной промышленности представили образцы современных вооружений и военной техники, перспективные технологии оборонного и двойного назначения.

Среди наиболее ярких – разработчик и производитель высокоточных противотанковых средств поражения ГосККБ «Луч», производитель авиационных ракет «воздух-воздух» ГАХК «Артем», разработчик и производитель средств связи ООО «Телекарт-Прибор», разработчик и производитель головок самонаведения для ракет КП специальной техники «Арсенал», разработчик и производитель радиолокационных систем НПО «Аэротехника-МЛТ» и другие.

В ходе форума также прошла конференция с участием представителей Верховной Рады, Кабинета министров, Министерства обороны и Минпромполитики Украины, а также экспертов и руководителей ряда оборонных предприятий.

Что отмечали участники форума? Среди прочего то, что Вооруженные силы Украины – потенциальный потребитель продукции отечественного ОПК – выступают заказчиком не более 5-7% производимой продукции. Остальное идет на экспорт, при этом оружейные поставки и услуги из нашей страны в прошлом году достигли объема $1,2 млрд.

Сама же отечественная армия ограниченно готова к выполнению задач по назначению, что объясняется как моральным и физическим износом вооружения и военной техники, так и недостаточными средствами на проведение боевой подготовки. Особенно в тех видах и родах войск, которые оснащены сложной и дорогостоящей техникой, такой как авиационные комплексы, вооружение для противовоздушной обороны и радиоэлектронной борьбы.

Едва ли не вся техника и вооружение в боевом составе украинских ВС имеют «возраст» около 20 лет. Лишь 10% войск оснащены современным вооружением, остальные 90% военной техники может считаться устаревшей. Для перелома этой тенденции было принято 80 различных новых и модернизированных образцов вооружения и техники, созданных на отечественных предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Но из-за ограниченного финансирования нынешние темпы обновления вооружений в ВС Украины нарушают главный принцип – перевооружать бригадами и полками. Закупка единичных образцов абсолютно не решает вопрос компенсации физического и морального устаревания техники. Чтобы исправить изъяны прошлых лет, для Воздушных и Военно-морских сил, Сухопутных войск были определены свои оборонно-промышленные приоритеты, от удачной реализации которых зависит усиление боевого потенциала как каждого из видов войск в отдельности, так и Вооруженных сил Украины в целом.

Среди них – как принципиально новые проекты: создание и серийное производство боевых кораблей класса «корвет» (ВМС); разработка и производство многофункционального оперативно-тактического ракетного комплекса «Сапсан» (Сухопутные войска), так и проекты с уже достаточным заделом. Это, например, производство среднего военно-транспортного самолета Ан-70 «Адепт», модернизация истребительной авиации, восстановление боеспособности зенитного ракетного вооружения, завершение создания крайне важной для Воздушных сил автоматизированной системы управления войсками. Все эти проекты достаточно сложны для реализации технически и технологически. Но амбициозность еще более заметна, если обратить внимание на важную деталь.

Начать серийное производство практически всех этих объектов планировалось в течение ближайших двух-трех лет. Например, к 2012 году должна быть завершена постройка двух серийных самолетов Ан-70. В 2012 же году – спущен на воду головной корабль из корветной серии. А с рубежа 2012 года Украина должна была начать серийное производство новых МФРК «Сапсан». На эти и другие задачи перевооружения планировалось выделять не менее 6 млрд. грн ежегодно.Но бюджетная практика разнесла вдребезги все запланированное.

«В текущем году на закупку новых вооружений и военной техники по общему фонду выделено всего 7,1 млн. грн. При этом средства выделены исключительно для погашения долга 2009 года. Комические цифры, не правда ли?! Они-то и свидетельствуют о реальном внимании государства к проблемам предприятий ОПК. Другими словами, ОПК в текущем году остается без заказов, – пояснил президент ассоциации «Украинские оборонные технологии» Владимир Грек. – Кроме того, появляются несколько странные, как кажется, не взвешенные решения. Скажем, заморозить закупку заказанных в 2009 году 29 танков. Это притом, что цикл производства танка составляет 2 года, и половину суммы государство уже заплатило… То есть, миллионы могут просто уйти в песок. А там 32 предприятия участвуют в кооперации! Деньги на оплату работ не предусмотрены. И как же завод Малышева будет работать в 2010 году? Или взять проект строительства корвета, в котором задействованы около полсотни предприятий. Разработка документаций не завершена, финансирование проекта остановлено, в том числе строительство головного корабля. В текущем году необходимо подписывать контракты с поставщиками оборудования, а средства на это не запланированы. Вообще, по открытым ОКР военным ведомством взяты обязательства на 1,2 млрд. грн, что соответствует утвержденным программам. Контракты с предприятиями заключены и выполняются, однако средства на 2010 год не предусмотрены».

Кроме зависания корветного проекта, заморожено выполнение работ по созданию ОТРК «Сапсан», ремонт систем ЗРК для войск ПВО, модернизации вертолетов Ми-24 совместно с французами, которые вот-вот потребуют выплачивать им суммы неустойки.Власть понимает серьезность проблем, уверял участников форума председатель Государственной комиссии по вопросам реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса Анатолий Кинах: «Мы уже подготовили первый пакет предложений, что позволит комплексно, исходя из долгосрочной стратегии, обеспечить реформирование важнейшей для укрепления обороноспособности страны сферы, дать толчок к развитию экономики в целом, поскольку известно, что в сфере ОПК развитых стран формируется от 50 до 70% инновационных технологий, которые затем используются другими отраслями».

По его словам, уже наработаны предложения по совершенствованию законодательной базы, разработке новых подходов к формированию оборонного заказа, государственных целевых программ ОПК. У Комиссии есть собственное видение концентрации профессиональных, научно-интеллектуальных и материальных активов отрасли, совершенствования системы ее управления, в том числе в сфере экспорта.

«Президент ознакомился с нашими подходами и разделяет их. В ближайшее время предложения Комиссии будут рассмотрены на заседании СНБОУ», – заявил Анатолий Кинах.

Заседание СНБОУ по этому вопросу состоится в сентябре. До ноября планируется внесение в парламент законопроекта о корпоратизации, акционированию и приватизации предприятий ОПК. 2011 год будет непосредственно посвящен акционировано-приватизационным действиям в этой сфере, созданию вертикально интегрированных структур – корпораций, концернов. Также Комиссия предложит на СНБОУ создать новую структуру – нечто сродни Министерству оборонной промышленности – которая бы аккумулировала контроль над всеми предприятиями оборонной направленности.

«У нас на сегодня есть около 160 предприятий ОПК, включая конструкторские бюро, которые фактически рассеяны между 10 министерствами и ведомствами, начиная от Министерства промполитики, Министерства обороны, СБУ, Фонда госимущества и т.д. По сути, нет единого центра, который бы формировал тактику и стратегию развития этих предприятий ... поэтому комиссия будет предлагать концентрировать эти предприятия и активы в едином органе государственной исполнительной власти. Возможно, это будет Агентство по оборонной промышленности», – предположил Анатолий Кинах.

В свою очередь, председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко для упорядочивания процессов реформирования Вооруженных сил Украины и оборонно-промышленного комплекса предложил ввести должность вице-премьер-министра – министра обороны.

"Свобода слова" от 6 сентября - здесь

Он отметил, что его предложение может быть дискуссионным, однако ввести единую должность, в которой бы объединились «потребности и заказы» со стороны Министерства обороны, а также замкнуть весь цикл, в частности предприятия Минпромполитики Украины и Укрспецекспорт, необходимо. Впрочем, лакмусовой бумажкой внимания власти к проблемам «оборонки» и Вооруженных сил станут не столько быстрота появления новых «надстроек», сколько структура и объемы оборонного бюджета и гособоронзаказа на 2011 год.

Как известно, в 2010 году из общего фонда на финансирование потребностей 200-тысячной армии предусмотрено 8,671 млрд. грн. Согласно прогнозам Кабмина, из общего фонда госбюджета в 2011 году для Минобороны предполагается выделить 10,475 млрд. грн, то есть примерно $1,25 млрд. По европейским меркам, этого вполне хватит на подготовку армии в 20-30 тысяч. Ну, если при этом напрочь забыть об отечественной «оборонке» и хилых арсеналах...

Сергій ЗгурецьСергій Згурець, головний редактор журналу Defense Express
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram