ГоловнаПолітика
Спецтема
Киев - 2025

Попов: «Я бы не говорил, что выборы в Киеве состоятся до 2012-го»

Первый зам главы КГГА, сейчас – и.о. городского головы (на время бессрочного отпуска Черновецкого) Александр Попов – из тех, кто камни не столько разбрасывает, сколько собирает (в чем, признаться, напоминает Ирину Акимову).

Попов: «Я бы не говорил, что выборы в Киеве состоятся до 2012-го»

Сейчас – поручением партии и правительства – экс-министру ЖКХ, в прошлом – скромному, но эффективному мэру Комсомольска, поручено собирать камни в столице. Причем разбросанные не только людьми Черновецкого – как надоедливо твердят бело-голубые, скорее – людьми Черновецкого на пару с регионалами (о чем предпочитают умалчивать). Точнее, при «бескорыстном» - в обмен на использование ПР электоральных ресурсов и инструментов Леонида Михайловича в Киеве три кампании кряду - попустительстве последних.

Коллаборационизм с ненавистным большинству сознательных горожан «Космосом» и Ко, «очков» ПР, конечно, не добавляло. Попову сию досадную для Виктора Федоровича ситуацию (без поддержки столицы любая власть, как известно, легитимна лишь наполовину) предписано исправ

«Особых задач к 31-му октября мне не ставили»

Вступая в должность, вы попросили дать вам некоторое время на то, чтобы определиться с приоритетами деятельности. Прошло полтора месяца. Поскольку выборы 31 октября все ближе, ключевые акценты вы уже, наверное, обозначили…

Моя цель, прежде всего, – стабилизировать финансово-экономическую ситуацию в городе, дать импульс развитию экономики и бизнеса. С местными выборами это абсолютно никак не связано. Да и особых каких-то – к 31 октября – задач мне никто не ставил.

Я занимаюсь не политикой – экономикой. Тем более что выборов в горсовет в ближайшее время не предвидится. Что касается районов… Конечно, сейчас я выстраиваю отношения по этой линии, вникаю в их проблемы, формирую собственное видение происходящего.

С вашим назначением Банковая обещала Черновецкому не разводить должности городского головы и главы КГГА. Прошло совсем немного времени, и «регионалы» вернулись к этому вопросу. Тематический законопроект готов и будет внесен в Раду осенью, да и в переходных положениях закона о местных выборах размежевание полномочий тоже заложено. Почему это стратегическое решение было так быстро изменено? Или Леонида Михайловича попросту «кинули»?

Я бы не говорил об этом так категорично. Несколько попыток переписать закон «О столице – городе-герое Киеве» уже предпринимались – и вы знаете, чем они завершились. Так, последний из предлагавшихся документов депутаты не поддержали. Следовательно, простого ответа на вопрос о том, какие именно закон может содержать изменения и как это повлияет на существующие конфигурации, быть не может.

На мой взгляд – учитывая также опыт практических наработок, приобретенных мною в КГГА за эти полтора месяца, – закон если и надо корректировать, то необходимо детально проработать вопрос взаимосвязи, взаимодействия города и районов. Ведь КГГА часто очень сложно воздействовать на столичные районы. Конкретный пример. Если сейчас поехать в тот или иной район – не буду конкретизировать – и зайти во дворы, посмотреть на состояние придомовых территорий… впечатление останется не из лучших. Порой моему возмущению нет предела.

Постойте, вы сами районы объезжаете?

Конечно. Причем регулярно.

Как же это происходит?

Расскажу позже. Так вот, на мой взгляд, город должен заниматься стратегией развития – создавать и внедрять программы, следить за их выполнением на местах. Районы же должны вести хозяйственную деятельность. Действующая сегодня система неэффективна. Мне кажется, в районах следует создавать администрации, которые, будучи подотчетны городской администрации, выполняли бы функции обеспечения жизнедеятельности своего района.

Кстати, во многих мегаполисах именно так и происходит. И это – достаточно успешная схема, эволюционный путь развития.

Все фото: Макс Левин

Чтобы его пройти, нужно принимать специальный закон.

Да, принимать и регулировать – в КМУ этот вопрос обсуждается. Какой документ получится на выходе и когда – точно сказать не могу. Я высказал вам свое личное мнение.

Закон о местных выборах уже подписан, однако многие депутаты, в том числе – от ПР, считают необходимым его видоизменять. Там много спорных моментов, один из самых любопытных – «имени Сергея Левочкина» – о том, чтобы не проводить выборы в Тернопольский облсовет и Киевский горсовет, которые избирались досрочно. Это, по-вашему, справедливо? Ведь довыборы проводились еще и в других населенных пунктах.

Я не принимаю решений ни за депутатов, ни за Партию регионов.

Позвольте, вы наводите порядок в Киеве от имени ПР!

Хорошо, тогда выскажу личное мнение. Думаю, я имею на это право. Если уж обсуждать этот закон, то я не согласен с нормой о партийности мэров. Мэр – хозяйственник, он прежде всего должен объединять людей разных политических взглядов, и потому вполне может быть самовыдвиженцем.

Плохо себе представляю, как кандидат от ПР будет бороться за мэрство, скажем, во Львове..

Или в Киеве!

Да. А кандидат от демократов – в Донецке.

Я спрашивала насчет Киева и Тернополя.

Решать – депутатам, но любые выборы – это большие деньги. И я вам скажу, что сегодня бюджет Киева – к моему удивлению и разочарованию – очень непрост. Очень. И если туда внести еще статью на выборы – притом, что иногда возникают сбои в финансировании приобретения медикаментов, продуктов питания, есть долги по обеспечению скорой помощи горюче-смазочными материалами… Жизнеобеспечение горожан, на мой взгляд, куда важнее.

Ваша риторика объясняется тем, что выборы в столице ПР сейчас невыгодны. Нет ни рейтинговых кандидатов, ни электоральных симпатий.

Выборы в столице состоялись два года назад. Досрочные могут пройти в случаях, четко определенных законом: если горсовет сложил свои полномочия или мэр - свои… То есть форс-мажоры. Поэтому я бы не говорил, что выборы в Киеве состоятся до 2012 года. С другой стороны, человеческий фактор – вещь непредсказуемая, всякое может случиться. Однажды мы уже были свидетелями незаконного объявления перевыборов ВР.

Вы не ответили. Если руководствоваться такой логикой, то переносить выборы нужно еще в ряде населенных пунктов. Почему исключения столь выборочны?

Это – решение депутатов, я к его принятию отношения не имею. Раз закон принят – его нужно выполнять.

«Проверки в КГГА будут продолжаться»

Минимум ваших возможностей – высказать свое мнение в частной беседе президенту, который непосредственно влияет на волю Рады. Как у вас сейчас, кстати, коммуникация с Виктором Федоровичем складывается?

Как у главы государства и человека, возглавляющего исполнительную власть в столице. Общаемся по телефону, случаются и непосредственные контакты. Происходящему в Киеве Виктор Федорович уделяет серьезное внимание – настроен на оказание помощи в стабилизации ситуации, дальнейшем развитии столицы. Как и премьер-министр, кстати.

Телефон прямой связи с президентом у вас в кабинете есть?

Да.

То есть вы можете позвонить…

Я так и делаю.

И общаетесь без посредников в лице того же Левочкина, Рыбака?

Да.

Уточните, как именно вам при назначении сформулировали вашу задачу.

Киевляне ожидают изменений к лучшему – слишком многие вопросы оставались нерешенными в течение длительного времени. Оценивая вопрос профессионально, могу сказать: ожидания абсолютно справедливые – в последние годы было допущено много ошибок с точки зрения использования активов, земельных ресурсов, коммунальной собственности и т.д. Не говоря о том, что город брал много внешних заимствований, которые пора отдавать. Словом, ситуация, как мне кажется, развивалась вовсе не в том направлении, в каком должна была.

Поэтому задачу сформулировали просто: навести порядок.

Для выработки стратегии мы намерены привлекать экспертов, имеющих опыт формирования экономической политики в крупных городах. Причем не только нашей страны. Безусловно, наша программа будет перекликаться с программой, которую предложил президент.

Объясните любопытную закономерность. Во второе свое премьерство Виктор Федорович Леонида Михайловича не ругал, напротив – был им весьма доволен. На выборах 2007-го ПР и блок Черновецкого тесно сотрудничали. На перевыборах Киевсовета – аналогично. В 2009-м штабы ПР в Киеве выстраивались на базе ячеек блока Черновецкого. Долгое время всех все устраивало, хотя беспредел, творимый в городе командой Черновецкого, стал очевиден не вчера и даже не позавчера. Когда Леонид Михайлович переставал устраивать – ему публично предъявляли претензии, устанавливали «исправительный срок». Мэр – используя все возможные наборы аргументов – совершал несколько визитов на Банковую, и критики замолкали. Создавалось впечатление: он просто откупался. Что случилось на сей раз, почему ситуация так резко изменилась? Тем более если это не связано, как вы утверждаете, с электоральными планами ПР в городе...

Этот шаг действительно неслучаен. Как вы знаете, по поручению президента ситуация в городе серьезно изучалась, была проведена системная аналитика, глубоко изучены все вопросы. Полученные материалы оказались довольно объемными и критичными по отношению к действовавшим тогда руководителям. В результате и произошла эта рокировка.

С вступлением в должность вы заявили: «Тот, на кого падет хоть тень коррупции, работать в КГГА больше не будет». Да, за полтора месяца было несколько громких увольнений, были и «маски-шоу», однако наиболее одиозные личности по-прежнему на местах. И над их кабинетами не просто тень – тьма кромешная. Как понимаете, я прежде всего имею в виду г-на Довгого.

Сказанное я подтверждаю: с теми, по кому будут доказаны факты уголовных или административных нарушений, конечно же, расстанемся. С некоторыми, собственно, уже расстались. Уже на следующей неделе произойдет ряд новых назначений – руководителей управлений и отделов. Всего – порядка 15 человек. Назначений, которые состоятся по результатам конкурса, обязательного к прохождению при поступлении на госслужбу.

Что касается проверок правоохранительных органов… Вот вы говорите: «маски-шоу», ну, можно и так называть, однако это – законные процессуальные действия, без проведения которых невозможно обосновать или не обосновать имеющиеся подозрения в отношении определенных лиц. Поэтому, если в дальнейшем еще потребуется провести в КГГА такие процессуальные действия, они будут проведены. Сегодня продолжается разбирательство по некоторым фактам. Их достаточное количество, и, думаю, в ближайшее время прокуратура – которая и занимается данными вопросами – уже сможет выступать с определенными комментариями. Опережать события мне бы не хотелось.

Будет ли такая работа проводиться дальше? Думаю, будет: чем больше мы вникаем в курс дел, тем больше возникает вопросов, требующих самых однозначных ответов. Более того, я убежден: активы, принадлежавшие городу и – по разным причинам – отчужденные с нарушением закона, процедур и т.д., мы постараемся вернуть в коммунальную форму собственности. Для нас этот вопрос принципиален. Посему, думаю, эта тема вам будет интересна еще не один месяц.

Назовите хотя бы несколько конкретных примеров.

Пусть это сделают правоохранители, это действительно их компетенция – не моя. Каждый должен заниматься своим делом.

Следует понимать, что Качуровой, Бассу и Кильчицкой недолго гулять на воле (к моменту записи интервью Качурова еще находилась на свободе – С.К.)?

Я воздержусь от озвучивания конкретных фамилий, не хочу выступать ни прокурором, ни обвинителем. Однако уверен: дела будут доведены до суда и виновные понесут наказание.

Ваши слова напоминают риторику авторов судебной реформы. Они тоже искренне хотели «зачистить» правовое поле от судей-коррупционеров. И были неприятно удивлены тем, что, принимаясь за очередного правонарушителя в мантии, получали грозный окрик с Банковой. Правонарушитель, как выяснялось, был человеком системы, трогать которого – ни-ни. Ибо такие, как он, к президенту, по выражению Ющенко, «ходят в галстуках». Очень живо представляю, как вы, стараясь навести порядок, упретесь в стену коррупционного интереса Хмельницкого, Губского, Супруненко и дальше продвинуться уже не сможете – Банковая не позволит. В итоге отвечать станут, как обычно, «шестерки», а истинные злодеи останутся безнаказанными. К чему тогда весь этот шум?

Мои слова «за» или «против» вашей логики сейчас не стоят ничего без действий, свидетельствующих, что мы наведем порядок. Дайте срок – небольшой, месяца полтора-два с учетом процессуальных процедур – и все встанет на свои места.

Скажу одно: такого, как было в КГГА, не будет больше никогда. И те, кто наносил ущерб территориальной общине и стране, понесут наказание.

«В Кабмине нет ни одного чиновника, который отказал бы мне в решении вопроса»

Руководителю, пришедшему на новое место без своей команды, сложно реализовать что-либо подобное. Тем более если остаются на местах – пусть и короткое время – главные кадры старой команды. Если вы понимали, что большинство людей Черновецкого – коррупционеры, почему сразу всех не уволили и не начали с чистого листа?

Во-первых, я не согласен с тем, что пришел без команды…

Говорили, что всех оставили в Кабмине.

Я комментировал немного по-другому. В Кабинете министров нет ни одного министра, нет ни одного чиновника в госструктурах, которые – при моем обращении с просьбой – отказали бы в решении какого-либо вопроса. Искренне скажу: кроме поддержки президента, ощущаю поддержку премьера, членов КМУ. Дай бог каждому иметь такую команду!

…Что касается «придти и уволить». Во-первых, увольнять нужно за что-то. Во-вторых, человека еще нужно убедить написать заявление по собственному желанию. В-третьих, чтоб принять кого-то на его место, тоже необходимо пройти ряд процедур. Поэтому уже в августе в КГГА появятся несколько десятков новых лиц – мы говорили об этом.

На последней сессии Киевсовета первым рассматривался вопрос об отставке г-на Довгого, для чего не нашлось достаточного количества голосов. Считается: голоса-то есть, но «решающий рывок» вы предпримете в сентябре – на первой же сессии нового сезона, не только сменив секретаря, но и полностью переформатировав «под себя» большинство Киевсовета. Эффективно работать без большинства вы не можете.

Я так не думаю. Хотя бы потому, что никто такой задачи не ставил. Важной является стабильная работа Киевсовета, но с некоторыми изменениями в его деятельности – принципиально важными. Первое: все проекты решений, особенно касающиеся активов и бюджета, должны готовиться управлениями и отделами КГГА. Какой была прежняя практика, вы знаете: то же земельное управление узнавало о подготовленных решениях тогда, когда они выносились на сессию. Второе – надо прекратить практику постановки на голосование «с голоса». Это касалось, как правило, вопросов, не прошедших необходимые процедуры.

На этих двух позициях мы будем настаивать. Если это и приведет к изменению конфигурации большинства, возможно, даже временной, то уж точно не по политическим мотивам.

Думаю, предварительно мы проговорим эту тему с фракциями. Я почему-то уверен: если предлагать не глупости, а конструктивные вещи, мы сможем получить такую конфигурацию в горсовете, которая постоянно будет давать голоса не только от большинства, но и от оппозиции. Ведь многие вопросы, как то связанные с подготовкой к отопительному сезону, оптимизацией работы медицинских учреждений, подготовкой нормального бюджета на будущий год, просто не могут у кого-либо вызывать протестных реакций.

Что значит «проговорим с фракциями»? Консультации проводите лично – или перепоручаете Довгому?

Придя сюда на работу, я встретился с представителями всех фракций, причем по их инициативе. У нас состоялась конструктивная дискуссия, обмен мнениями – без каких-либо особых противоречий, конфликтных ситуаций. Поэтому я и говорю так уверенно. Наша политика объединяет, и эта политика – развитие.

Объединять может конкретная фигура. У ПР такой фигуры в Киеве нет.

Послушайте, но ведь выборов в горсовет осенью не будет. Значит, вопрос не стоит подобным образом.

Такая фигура нужна не только для выборов, но и для «мирной жизни». Вы – персонаж технический, Толстоухов – тоже. Были бы у вас мэрские амбиции – вели б себя по-другому, говорили бы иначе, а билбордов с вашим портретом по городу висело бы больше, чем с портретом Тигипко. Константы нет, и местные элиты дезориентированы: зачем им равняться на вас, если вас в любую минуту могут перебросить на другой участок?

Что касается моих амбиций… Да, у меня есть определенный опыт. Считаю, что в хозяйственных вопросах многого могу достичь, поскольку умею системно работать. Если люди оценят результаты моего труда, тогда можно будет говорить о каких-то амбициях. Но это покажет время. Сейчас у меня другие задачи, и не тот сейчас момент, чтобы однозначно определяться по данному вопросу.

«Мое назначение интересы киевлян никоим образом не ущемляет»

Одна из главных программных позиций ПР – децентрализация власти. Приметно, что вы, фактический руководитель столицы, на нынешний пост были назначены. Притом, что человека с таким объемом полномочий, как у вас, нужно бы избирать. Не видите ли тут противоречия с «генеральной партийной линией»? И попытку ПР поставить под контроль город с помощью административных рычагов?

Я исполняю обязанности мэра, поскольку он сейчас находится в календарном отпуске – имеет на него конституционное право…

Что-то слишком часто он в отпуск ездит. Я не об этом спрашивала.

Мое убеждение таково, что мое назначение интересы киевлян никоим образом не ущемляет. Функции КГГА четко прописаны в законе, и я как первый заместитель главы КГГА исполняю то, что предписано законом. Не более того. У мэра свои задачи.

Уточним насчет децентрализации. При назначении всем губернаторам – негласно, конечно - давалось задание: переформатировать под себя облсовет. Теперь – ваше назначение. Получается, ПР пробует получить власть без выборов. Какая ж это децентрализация?

Любая политическая сила всегда борется за расширение своего влияния, в том числе – в советах всех уровней. Это предусмотрено законами, Конституцией. Что тут противоестественного?

Программу, которую задекларировал наш президент, невозможно реализовать усилиями только центральных властей – необходима поддержка регионов.

ПР обещала старт реформы местного самоуправления буквально на следующий день после выборов. Однако она не была начата – даже запланирована на ближайший год. Более того, ее важную составляющую – перераспределение бюджетных средств в пользу регионов – тоже не осуществили. Об этом, собственно, свидетельствуют нормы текущего бюджета. Вместе с тем, старые лозунги перекочевали в новые программы – наше издание публиковало инструкции местным штабам по подготовке к выборам, в том числе – по проведению агитации. Это уже не просто непоследовательность, а вполне сознательное вранье...

В условиях, в которых принимался бюджет, сделать это было невозможно. Если бы в марте–апреле – когда мы готовили документ – речь шла о бюджете на 2011-й – тогда конечно. Но мы принимали бюджет 2010-го, фактически «вдогонку», под конец первого квартала. К тому же, на тот момент не были приняты новый Налоговый и Бюджетный кодексы. Будем надеяться, их примут в сентябре. Тогда на их базе можно будет формировать новую политику – они уже сами по себе предусматривают перераспределение средств в пользу регионов.

Там есть несколько аспектов, особенно важных для Киева. Когда, например, часть налога на прибыль – независимо от формы собственности предприятия – направляется в фонд бюджеторазвития. Такие нормы стимулируют местные власти содействовать развитию малого и среднего бизнеса. Это будут изменения комплексные, не точечные.

Работа в этом направлении продолжается. Что особо приятно подчеркнуть: если президент что-то обещает – обещания он выполняет. Поэтому я уверен: реформы в поддержку местного самоуправления обязательно состоятся.

Не далее как несколько месяцев назад наш президент обещал не повышать тарифы на газ!

На жилищно-коммунальные услуги.

Повышение одного тарифа влечет повышение другого, вам это известно.

Пока такого повышения нет.

Хорошо, а вы можете сейчас заявить, что до конца года или, по крайней мере, до выборов ставки этих платежей в Киеве не возрастут?

Согласно недавно принятому закону о государственном регулировании, этот вопрос решает НКРЭ. Прогнозировать их действия я не могу. На своем уровне мы подобные инициативы сейчас не проявляем.

Еще пару слов о выборах. Как известно, в ходе нескольких последних кампаний сотрудничество ПР и Блока Черновецкого в Киеве заключалось в том, что ПР разворачивала штабы на «сетке» Черновецкого. Говорят, сейчас Леонид Михайлович отдал ее в качестве одной из «отступных» ПР, и ее технологические, ресурсные возможности будут использоваться «бело-голубыми» на выборах в райсоветы.

Не знаю, не могу сказать. Я выборами не занимаюсь – подобных партийных поручений не получал.

Индикатором близости ПР и команды Черновецкого станет то, сколько людей Леонида Михайловича зайдет осенью в райсоветы по квоте ПР.

Опять-таки: вопрос не ко мне.

Я не верю, что ни с Януковичем, ни с Азаровым, ни с Толстоуховым вы это не обсуждали! Кстати, кто возглавит штаб ПР к 31 октября?

Это будет решать партийная организация.

Напоследок. Расскажите, как вы районы-то объезжаете…

Тут два аспекта. Первый – я принял решение посвящать каждую неделю какой-либо важной теме. Одну неделю я посвятил проблемам ЖКХ, дальше – здравоохранение, образование и т.д. Соответственно, на этой неделе я посещаю профильные учреждения, инспектирую главные аспекты.

Ну, и второй – просто сажусь в машину, езжу по городу, заезжаю во дворы…

Люди узнают?

Да, бывает, общаемся – высказывают поддержку.

То есть вы даже знаете, где в Киеве Борщаговка находится?

Это все знают.

И вы там даже бывали?

Конечно.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram