Успех игры был ошеломляющим, по тем годам – даже феноменальным. Более десяти продолжений для компьютеров разных платформ и большое количество «мобильных» вариантов – вот далеко неполный перечень Вселенной персидского принца.
Голливуд, в последнее время испытывающий «сюжетный голод», осторожно двинулся на рынок экранизаций популярных игр. «Сайлент Хилл», «Обитель Зла», «Супербратья Марио», а теперь – вот и «Принц Персии» добрался до больших экранов.
В качестве базовой взяли версию «Пески Времени», изданную компанией «Юбисофт» семь лет назад, хотя ее сюжет творчески переработали сценаристы Боаз Якин, Дуг Миро и Карло Бернард.
Продюсер Джерри Брукенхаймер («Падение Черного Ястреба», «Пираты Карибского Моря») поставил у руля проекта режиссера Майкла Ньювелла («Четыре свадьбы и одни похороны»), а с исполнителем главной роли пришлось повозиться. Если верить слухам, то и Орландо Блум, и Зак Эфрон вели переговоры об участии в фильме, но у финиша раньше всех оказался Джек Дилленхол, которому нужно было отмыться от своих гомосексуальных опытов в фильме «Горбатая гора».
Сюжет вращается вокруг приключений бродяжки-сироты Дастана (на персидском «История» или «Давний сказ»), босоногое детство которого резко изменилось после того, как впечатленный добрым поступком и храбростью мальчугана персидкий шах Шараман усыновляет сорванца.
Кроме, собственно, новоявленного принца у Шарамана было еще два сына и брат Низам (Бен Кингсли) в роли визиря-советника. Нельзя сказать, что семейство жило особо дружно, но империя приростала, разумеется – путем не только дипломатии, но и войн.
Дастан, не рвавшийся на трон, предпочитал отличаться на полях сражений, причем действовать не столько силой, сколько умением и сноровкой, что приносило свои плоды. Не всем, не всем нравилась такая самостоятельность, особенно когда Дастан привселюдно стал возражать на военном совете в разумности атаки на Священный Город Аламут.
Впрочем, окончательное решение старшему сыну шаха Тусу подсказал визирь Низам и боевые действия решено было таки начать. В процессе осады Дастан и его отряд проявили тактическое чутье, выучку и смекалку, что позволило без особых потерь овладеть Аламутом и захватить в плен его прекрасную принцессу Тамину (Джема Аттертон).
Но недолго было счастье победителя — неизвестный гнус подставил Дастана, заставив окружающих поверить, что принц виновен в весьма мучительной смерти шаха Шарамана. В результате пришлось спешно спасаться бегством и искать ответы на вопросы «Кто?» и «Почему?». Помощниками на пути Дастана к восстановлению справедливости будут именно бойкая на язычок Тамина и выкраденный в Аламуте кинжал, обладающий весьма необычными свойствами.
* * *
Компания «Дисней», с которой долго и плодотворно Джерри Брукенхаймер строгал «Пиратов Карибского моря» подошла к экранизации «Принца Персии» весьма основательно: в наличии и толковый сюжет, весьма напоминающий «Индиану Джонса», много просто хороших шуток, очаровательная девушка и главный герой, который предстает живым человеком, а не картонным Хорошим Парнем.
Дилленхол – это точное попадание «в десятку», Джек внятно показал, что рамки его кинематографического таланта не ограничиваются детективами, психоделикой и однополовыми связями. Скачет, машет саблей, шутит и произносит пафосные фразы – мое почтение.
Отдельное спасибо следует сказать режиссеру и постановщикам трюков: персидский вариант паркура получился просто отличным, на все деньги. Атака персиянского спецназа на Аламут – отвал башки. Несмотря на то, что ограничение по возрасту для этого кинофильма «13 лет», драки и всевозможные погони поставлены на крепкую пятерку. За идею страусиных бегов и саму реализацию можно сразу мешок «Оскаров» давать.
Сюжет, хотя и не блещет неожиданными поворотами, но вполне «умный» как для такого рода фильмов. Не обошлось и без весьма интересных казусов: не знаю, чья это была идея, но в качестве причины нападения на Аламут в сценарий была вписана «поставка оружия врагам империи». Оружейных мастерских в покоренном городе, разумеется, не нашлось, а драка затевалась Злодеем в надежде заполучить другой весьма ценный ресурс. Параллели с нападением США на Ирак (который соседствует с Ираном, на территории которого и располагалась древняя Персия) под предлогом наличия там атомных бомб весьма прозрачны.
Вообще в современном популярном кино, на всеобщее удивление, начинают проскакивать весьма интересные нотки: то вот Камерон в своем «Аватаре» расскажет о туземцах, которых безжалостно истребляют «цивилизованные» люди ради нужных им минералов, то вот в «Принце Персии» начинают намекать на непонятное. Только «Трансформеры» Майкла Бея и «Солдат Джо» уверенно держат планку и рекламируют американскую армию, флот и ВВС как только могут.
Жаль, что главный злодей «вычисляется» в момент своего самого первого появления на экране, но тут, видимо, сыграл большую роль собственно актер, игравший Главного Специалиста По Неприятностям.
В качестве «ложки дегтя» можно упомянуть традиционного негра-помошника, который пафосно гибнет почти в конце фильма.
Джемма Атертон драматических высот не показала, что, впрочем, от нее и не требовалось: она достаточно забавно дула губки, препиралась с Дастаном и в трагические моменты пускала слезу.
Вот кто реально заработал премиальные – так это неподражаемый Альфред Молина в роли разбойничьего «мелкого предпринимателя» шейка Амара. Альфред зажег в полном смысле слова – каждое свое появление обставлял нескучными шутками, выразительной мимикой и неподражаемым кривлянием. Блеск, просто блеск.
За такого Амара можно простить и «плоскость» двух братьев Дастана и «облет камеры на 360 градусов» — да, мы понимаем, что нужно было показать — деньги на визуальные эффекты были потрачены не зря. Но на очередном облете это начинает утомлять.
Фильм получился отличный, нескучный, развлекательный и насыщенный драйвом. Смотреть в кинотеатре можно и нужно, если Вы любите качественное приключенческое кино. Потраченных денег на билет не должно быть жалко.
С нетерпением ждем вестей с полей – будет ли продолжение.
Ну очень хотелось бы.