ГоловнаЕкономікаБізнес

Як чиновники відмовляються від фінансування спорту

Остаточный принцип финансирования спорта, вот уже который год практикующийся в Украине, приносит свои грустные «плоды». В нынешнем году Украина отправила на игры самую малочисленную сборную – всего 33 спортсмена, которые тренировались преимущественно за границей из-за отсутствия у нас нужной спортивной инфраструктуры. И хотя в общем медальном зачете зимней Олимпиады наша страна и не в самом низу, занимает 17 место, эксперты сходятся во мнении, что великолепный «золотой» прыжок Александра Абраменко, это все же лишь исключение, подтверждающее правило. Хотя, без сомнения, и очень приятное исключение, и если бы не оно, то страна обреталась бы где-то на спортивных задворках.

Николаевский трамплин, на котором начинал тренироваться чемпион Абраменко
Фото: NikLife
Николаевский трамплин, на котором начинал тренироваться чемпион Абраменко

На этом фоне особенно печально (несмотря на весь пиетет СМИ), выглядят новости, что фигуристка из Обухова выиграла золото. Ведь большинство украинских изданий сознательно опустили в заголовках тот «маленький нюанс», что Алена Савченко – уже бывшая украинка, которой наша страна не смогла создать достойных условий для раскрытия ее таланта…

Почему так происходит, почему украинские спортсмены, несмотря на явный талант, не слишком готовы конкурировать с зарубежными коллегами, а те, кто готов, покидают страну – вопрос риторический. И так давно известно, что все упирается в отсутствие средств. Но можно ли переломить ситуацию с недофинансированием спорта.

Во всем мире помимо таких источников финансирования спорта, как государственный бюджет, спонсорство и прибыль от продажи рекламы, используются лотереи. Более того, в ряде стран, как, например, в Италии, прибыль от лотерей является главным источником, за счет которого живет спорт.

Алёна Савченко и Бруно Массо из Германии празднуют победу, 15 февраля 2018 года.
Фото: EPA/UPG
Алёна Савченко и Бруно Массо из Германии празднуют победу, 15 февраля 2018 года.

Или взять к примеру Лондонскую Олимпиаду 2012 года – около четверти средств на нее – порядка 2 млрд фунтов – удалось собрать благодаря национальной лотерее Великобритании. Успешно использует подобный опыт Китай, направляющий на финансирование спорта около 60% прибыли от государственных лотерей. Если учесть, что лотерейный рынок Китая составляет порядка $65-70 ежегодно, то не нет ничего удивительного в том, что за последние пару десятилетий этой стране удалось построить сотни тысяч (!) новых стадионов. В Европе, лотереи пополняют доходы спортивных организаций Австрии, Греции, Дании, Ирландии, Канады, Португалии, Финляндии, Франции и многих других стран.

Причин, из-за которых украинские лотереи при потенциале 5 млрд грн налогов в год сегодня способны обеспечить лишь несколько десятков миллионов, есть несколько.

Во-первых, все говорит о том, что в нашей стране со стороны государства этим рынком занимаются люди, не понимающие значения лотереи.

Во всем мире лотерея – это социальное явление, предполагающее заинтересованность и взаимную вовлеченность в процесс всех участвующих сторон – игроков, операторов, государства. На примере с Олимпиадой-80, или той же Лондонской Олимпиадой это работало следующим образом: государство говорило своим гражданам: вы покупаете лотерею, а взамен мы обещаем, что вы получите новый красивый стадион, каток, корт и так далее, да еще и можете выиграть серьезный денежный приз. И строило эти объекты. В результате любой человек, купивший лотерею, даже не получая приза чувствовал себя в выигрыше – ведь он лично был причастен к развитию спорта. Точно также и сейчас – любой европеец знает, что это его потраченные евро блестят в золоте медалей, полученный олимпийской сборной его страны.

Фото: EPA/UPG

Чиновники же украинского Минфина, который является регулятором нашего лотерейного рынка, рассматривают лотерею исключительно в качестве объекта, чтобы «выдоить» побольше денег и не видят в ней никакой социальной направленности, что на корню уничтожает весь стимулирующий эффект. «Гениальным» решением было также обложение налогом всех без исключения лотерейных выигрышей, даже минимальных. Если раньше, потратив 5 грн и выиграв по минимуму столько же, человек получал свою пятерку обратно, то теперь получит только 4 грн с мелочью. В результате игроки отвернулись от таких условий и поступления от лотерей в бюджет уменьшаются из года в год.

Во-вторых, чиновники своим многолетним игнорированием проблематики лотерей и установления на нем прозрачных правил игры, фактически отдали его на растерзание игорному бизнесу. После запрета в 2009 году, запрещенный азартный бизнес, пользуясь несовершенством нормативной базы успешно мимикрировали под лотереи и тысячами открываются на каждом углу. По данным Антимонопольного комитета, сегодня часть «теневого» бизнеса, замаскированного под лотереи, составляет около 80%. Налогов в государственный бюджет при этом такие заведения не платят ни копейки.

Последняя, и, пожалуй, главная причина упадка лотерейного рынка в Украине, с которой, собственно и связаны две предыдущие, это фактор лоббизма. После введения санкций против двух лотерейных операторов (по одному из которых СБУ уже сделало вывод о безосновательности таких санкций) на рынке осталась только одна компания «Украинская национальная лотерея». Им, скорее всего, и выгодно принятие лицензионных условий, по которым право работать на рынке может та компания, которая не в санкционном списке.

При этом за последние два года, в течение которых «УНЛ» была фактическим монополистом на рынке, государственный бюджет по данным исследования АМКУ недополучил 585 млн грн в виде налогов и сборов.

Фото: greencrow.com.ua

Лоббисты, стоящие за «УНЛ», похоже, готовятся нанести очередной удар. Об этом, в частности, свидетельствует небывалая активность первого вице-премьера, собравшего 16 февраля 2018 года срочное совещание, на котором обсуждался вопрос утверждения проекта Лицензионных условий для лотерейного рынка, разработанного Минфином. И это несмотря на то, что его не согласовал целый ряд ведомств – НБУ, Антимонопольный комитет, Государственная регуляторная служба. Характерный факт: чиновник Кабмина просто выставил с совещания уполномоченного АМКУ, когда она хотела представить проект отчета своего ведомства, где скрупулезно были описаны все недостатки минфиновского проекта, а заодно и предложены шаги, как вывести лотерейный рынок из «тени».

К слову, недавно глава Антимонопольного Юрий Терентьев пообещал, что данные отчета его ведомства в ближайшее время станут предметом обсуждения с министром финансов и главой Кабмина. В свете этого заявления, действия первого заместителя Владимира Гройсмана выглядят, мягко говоря, слишком уж поспешными. А такая его позиция может означать одно: финансирование спорта и социальных программ будет и дальше вестись за счет бюджета и все так же по остаточному принципу. Ведь если лотерейный рынок отдадут частному монополисту, поступлений в бюджет ждать не стоит. Не говоря уже о социальной ответственности лотерейного бизнеса перед обществом.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram