На этом фоне особенно печально (несмотря на весь пиетет СМИ), выглядят новости, что фигуристка из Обухова выиграла золото. Ведь большинство украинских изданий сознательно опустили в заголовках тот «маленький нюанс», что Алена Савченко – уже бывшая украинка, которой наша страна не смогла создать достойных условий для раскрытия ее таланта…
Почему так происходит, почему украинские спортсмены, несмотря на явный талант, не слишком готовы конкурировать с зарубежными коллегами, а те, кто готов, покидают страну – вопрос риторический. И так давно известно, что все упирается в отсутствие средств. Но можно ли переломить ситуацию с недофинансированием спорта.
Во всем мире помимо таких источников финансирования спорта, как государственный бюджет, спонсорство и прибыль от продажи рекламы, используются лотереи. Более того, в ряде стран, как, например, в Италии, прибыль от лотерей является главным источником, за счет которого живет спорт.
Или взять к примеру Лондонскую Олимпиаду 2012 года – около четверти средств на нее – порядка 2 млрд фунтов – удалось собрать благодаря национальной лотерее Великобритании. Успешно использует подобный опыт Китай, направляющий на финансирование спорта около 60% прибыли от государственных лотерей. Если учесть, что лотерейный рынок Китая составляет порядка $65-70 ежегодно, то не нет ничего удивительного в том, что за последние пару десятилетий этой стране удалось построить сотни тысяч (!) новых стадионов. В Европе, лотереи пополняют доходы спортивных организаций Австрии, Греции, Дании, Ирландии, Канады, Португалии, Финляндии, Франции и многих других стран.
Причин, из-за которых украинские лотереи при потенциале 5 млрд грн налогов в год сегодня способны обеспечить лишь несколько десятков миллионов, есть несколько.
Во-первых, все говорит о том, что в нашей стране со стороны государства этим рынком занимаются люди, не понимающие значения лотереи.
Во всем мире лотерея – это социальное явление, предполагающее заинтересованность и взаимную вовлеченность в процесс всех участвующих сторон – игроков, операторов, государства. На примере с Олимпиадой-80, или той же Лондонской Олимпиадой это работало следующим образом: государство говорило своим гражданам: вы покупаете лотерею, а взамен мы обещаем, что вы получите новый красивый стадион, каток, корт и так далее, да еще и можете выиграть серьезный денежный приз. И строило эти объекты. В результате любой человек, купивший лотерею, даже не получая приза чувствовал себя в выигрыше – ведь он лично был причастен к развитию спорта. Точно также и сейчас – любой европеец знает, что это его потраченные евро блестят в золоте медалей, полученный олимпийской сборной его страны.
Чиновники же украинского Минфина, который является регулятором нашего лотерейного рынка, рассматривают лотерею исключительно в качестве объекта, чтобы «выдоить» побольше денег и не видят в ней никакой социальной направленности, что на корню уничтожает весь стимулирующий эффект. «Гениальным» решением было также обложение налогом всех без исключения лотерейных выигрышей, даже минимальных. Если раньше, потратив 5 грн и выиграв по минимуму столько же, человек получал свою пятерку обратно, то теперь получит только 4 грн с мелочью. В результате игроки отвернулись от таких условий и поступления от лотерей в бюджет уменьшаются из года в год.
Во-вторых, чиновники своим многолетним игнорированием проблематики лотерей и установления на нем прозрачных правил игры, фактически отдали его на растерзание игорному бизнесу. После запрета в 2009 году, запрещенный азартный бизнес, пользуясь несовершенством нормативной базы успешно мимикрировали под лотереи и тысячами открываются на каждом углу. По данным Антимонопольного комитета, сегодня часть «теневого» бизнеса, замаскированного под лотереи, составляет около 80%. Налогов в государственный бюджет при этом такие заведения не платят ни копейки.
Последняя, и, пожалуй, главная причина упадка лотерейного рынка в Украине, с которой, собственно и связаны две предыдущие, это фактор лоббизма. После введения санкций против двух лотерейных операторов (по одному из которых СБУ уже сделало вывод о безосновательности таких санкций) на рынке осталась только одна компания «Украинская национальная лотерея». Им, скорее всего, и выгодно принятие лицензионных условий, по которым право работать на рынке может та компания, которая не в санкционном списке.
При этом за последние два года, в течение которых «УНЛ» была фактическим монополистом на рынке, государственный бюджет по данным исследования АМКУ недополучил 585 млн грн в виде налогов и сборов.
Лоббисты, стоящие за «УНЛ», похоже, готовятся нанести очередной удар. Об этом, в частности, свидетельствует небывалая активность первого вице-премьера, собравшего 16 февраля 2018 года срочное совещание, на котором обсуждался вопрос утверждения проекта Лицензионных условий для лотерейного рынка, разработанного Минфином. И это несмотря на то, что его не согласовал целый ряд ведомств – НБУ, Антимонопольный комитет, Государственная регуляторная служба. Характерный факт: чиновник Кабмина просто выставил с совещания уполномоченного АМКУ, когда она хотела представить проект отчета своего ведомства, где скрупулезно были описаны все недостатки минфиновского проекта, а заодно и предложены шаги, как вывести лотерейный рынок из «тени».
К слову, недавно глава Антимонопольного Юрий Терентьев пообещал, что данные отчета его ведомства в ближайшее время станут предметом обсуждения с министром финансов и главой Кабмина. В свете этого заявления, действия первого заместителя Владимира Гройсмана выглядят, мягко говоря, слишком уж поспешными. А такая его позиция может означать одно: финансирование спорта и социальных программ будет и дальше вестись за счет бюджета и все так же по остаточному принципу. Ведь если лотерейный рынок отдадут частному монополисту, поступлений в бюджет ждать не стоит. Не говоря уже о социальной ответственности лотерейного бизнеса перед обществом.