ГоловнаЕкономікаБізнес

Роль скрапленого природного газу в світі та в Україні

Сжиженный природный газ (СПГ) - это газ искусственно сжиженный путём охлаждения для удобства хранения или транспортировки. Для транспортировки СПГ необходимы специальные морские судна, а для приема и дальнейшеого использования – регазификационные терминалы.

Резервуары СПГ в порту Барселоны
Фото: Depositphotos/peresanz
Резервуары СПГ в порту Барселоны

Технологии производства и транспортировки сжиженного газа получили развитие несколько десятилетий назад, однако их широкое внедрение ограничивалось более высокой себестоимостью СПГ по сравнению с трубопроводным газом. К началу двухтысячных годов удалось минимизировать производственные издержки. По сравнению с семидесятыми годами прошлого столетия себестоимость одной тонны СПГ уменьшилась более, чем 2,5 раза.

Глобализация рынка СПГ

Постепенно производство, транспортировка и продажа СПГ трансформируется в глобальный бизнес. СПГ-проекты позволяют вовлекать в мировой оборот газовые ресурсы, изолированные и отдаленные от основных региональных рынков газа. В то же время, рост торговли сжиженным газом происходит не столь стремительно, как это было с началом использования танкеров для поставок нефти. Несмотря на то, что прирост потребления СПГ опережал трубопроводный газ, его доля в мировых поставках с 1993 по 2014 год выросла всго лишь с 17% до 34%.

В мире насчитывается сегодня 19 стран-экспортеров СПГ. Крупнейшим из них является Катар, на долю которого приходится 32% всей мировой торговли СПГ. За ним следуют Австралия (12%) и Малайзия (10,2%). (см. BP Statistical Review of World Energy.- June.- 2016. –P.29,30)

Катар, небольшое государство на Аравийском полуострове, является классическим примером бурного роста экономического благосостояния за счет добычи и экспорта энергоносителей. В целях обеспечения энергетической безопасности США в 90-е годы вложили огромные инвестиции в строительство современной газодобывающей промышленности и СПГ-флота для транспортировки катарского газа в Северную Америку. "Сланцевая революция" на первом этапе позволила США обеспечить внутренние потребности в углеводородных ресурсах. Освободившиеся газовые мощности Катара были востребованы в динамично развивающемся Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Кроме того, Катар сотрудничает с крупнейшими мировыми энергетическими компаниями, что позволяет ему использовать и развивать в сфере сжижения газа новейшие технологии, которые обеспечивают бесспорное лидерство в этом виде газового бизнеса.

 Первый танкер с СПГ прибыл из Катара в терминал порта в Свиноуйсьце, Польша, 11 декабря 2015 г.
Фото: EPA/UPG
Первый танкер с СПГ прибыл из Катара в терминал порта в Свиноуйсьце, Польша, 11 декабря 2015 г.

Катар является ведущим поставщиком СПГ в Европу. Его доля - 5% всего европейского газового рынка. В условиях либерализации торговли газом Катар стал лидером спотовых и краткосрочных сделок по поставкам природного газа. В 2014 году эмират экспортировал до 23% по спотовым контрактам на различные рынки. Благодаря этому ближневосточное государство в моменты высоких биржевых цен могло заключать выгодные сделки по продаже свободных газовых мощностей и получать дополнительную прибыль.

Своевременное реагирование на ценовую конъюктуру позволило Катару с 2011 года значительно увеличить поставки в АТР, где стоимость СПГ выросла почти в два раза, по сравнению с ценами в Европе. С 2014 года цены на газ в этом регионе стали падать, и Катар смог оперативно вернуть часть освободившихся объемов на европейское направление. Подобная экспортная мобильность позволяет не только увеличивать прибыльность газового бизнеса, но и расширять свое присутствие на различных рынках. (Курдин А., Пих С. Энергетическая политика Катара // журнал "ТЭК России". – 2016. - №7. – С.16).

Современные технологии и более легкая извлекаемость катарского газа делают его себестоимость на 25% ниже российского. Потенциально Катар может соствавить конкуренцию "Газпрому" в Европе, но этому препятствуют некоторые факторы. Главный из них – глобальное падение цен на энергоносители. Кроме того, намерение Катара построить газопровод в Европу через Сирию откладывается на неопределенный срок из-за военно-политической нестабильности в этой стране. А участие России в сирийском конфликте – одно из проявлений конкуренции на глобальном энергетическом поле.

В последнее время у Катара появились серьезные конкуренты на азиатском газовом рынке. Одним из наиболее быстро развивающихся стала Австралия. Добыча газа в этой стране увеличилась за последнее десятилетие почти на 42%, экспорт СПГ вырос на 107%. За этот же период в развитие СПГ-инфраструктуры было инвестировано до 200 млрд дол.,что позволит к 2020 году нарастить экспортные возможности в три раза. По физическим объемам это сопоставимо с сегодняшним газовым экспортом Катара.

Потенциальным конкурентом лидеров нынешнего СПГ-экспорта могут стать и США, которые за последнее десятилетие продемонстрировали впечатляющую трансформацию из импортера в экспортера энергоресурсов. Использование новейших технологий в добыче сланцевого газа позволили за период с 2005 по 2015 годы увеличить газодобычу на 44%. В десятые годы текущего столетия начались работы по освоению 15 экспортно ориентированных СПГ-проектов, совокупная мощность которых может составить 265 млрд куб.м газа. По предварительным данным, общие инвестиции по выводу американского СПГ на экспорт могут достигнуть 135 млрд дол. Первые экспортные поставки СПГ из США начались в 2016 году.

--

Фото: investgazeta.net

Крупнейший экспортер газа в мире -- Россия -- на рынке СПГ представлена со скромной долей в 4,3% (данные на 2015 год). Одна из главных причин такого положения дел – длительное игнорирование рынка СПГ. Производство и экспорт российского сжиженного газа начались в 2009 году на единственном предприятии. На 2017 год запланирован запуск первой очереди проекта "Ямал-СПГ". На очереди еще ряд проектов. Однако конкуренция поставщиков СПГ на внешних рынках, низкие цены на энергоресурсы, санкции, наложенные на российские компании западными странами, и ряд других проблем усложняют реализацию планов россиян.

Потребление СПГ: проблемы и персективы

Япония и Южная Корея на протяжении нескольких десятилетий являются крупнейшими импортерами сжиженного газа. Их доля в 2014 году в мировом обороте СПГ составляла почти 52%. При этом Япония по потреблению СПГ является мировым лидером. Особенно закупки сжиженного газа выросли после аварии на атомной электростанции Фукусима в 2011 году.Если в 2010 году в Японии было использовано 94 млрд куб.м СПГ, то в 2014 году – уже 123 млрд куб.м. Потребление СПГ в Южной Корее за период с 2005 по 2015 год увеличилось всего на 13 млрд куб.м. В то же время значительно выросли потребности в СПГ в таких странах, как Китай, Тайвань, Индия, Таиланд, Сингапур. В целом, доля АТР в мировой торговле сжиженным газом в прошлом году составляла 73%.

Читайте также статью Валерия Щербины о перспективах потребления СПГ в Европе.

В прошлом году после нескольких лет растущего спроса в Азии и падающего предложения в Европе на этих двух крупнейших рынках сжиженного газа поменялись тренды. Импорт основных азиатских потребителей СПГ снизился примерно на 2%, а поставки в Японию и Южную Корея просели почти на 6%. Подвижки произошли, в основном, из-за замедления экономического роста в регионе. В то же время в Европе прирост импорта СПГ составил 7%. Одной из причин таких изменений стало постепенное выравнивание цен на сжиженный газ на европейских и азиатских рынках.

По прогнозам экспертов ВР (British Petrolium), прирост производства СПГ в будущем станет происходить за счет США и Австралии. На эти страны прогнозируется 40% всего прироста СПГ в ближайшие пять лет, хотя Катар сохранит свои позиции и в перспективе. Основным потребителем сжиженного газа останется Азиатско-Тихоокеанский регион.

Спрос на газ во всем мире в перспективе до 2035 года будет расти хорошими темпами – по 1,8% в год – благодаря росту потребления этого вида углеводородов, в первую очередь, в Северной Америке, Европе и Китае. Однако пропорции предложения газа на мировом рынке будут меняться в пользу СПГ. Если сейчас доля СПГ на мировом рынке составляет 33%, то в 2035 году она составит уже 51%.

"А оно нам надо?"

За последние десятилетия мировой СПГ-рынок приобрел глобальный характер. Голубое топливо стало более доступным для многих стран, удаленных от мировых центров газодобычи. СПГ постепенно отвоевывает позиции у трубопроводного газа и создает реальные возможности для диверсификации энергопоставок, что жизненно важно для украинской экономики.

В силу ряда обстоятельств, трубопроводные варианты диверсификации оказались неприемлимыми для потенциальных партнеров Украины. Наиболее реальным путем решения проблемы энергобезопасности могла бы стать организация поставок СПГ. Обещания построить СПГ-терминалы были в планах всех руководителей "Нафтогаза" и высших правительственных чиновников, начиная с 2005 года. Одно только перечисление украинских СПГ-проектов может занять целую страницу.

Сооружение первой очереди СПГ-терминала на черноморском побережье Украины мощностью 5 млрд куб. метров газа в год заняло бы три-четыре года. Стоимость проекта – около двух млрд долл. В дальнейшем возможно было строительство второй очереди. (см. Диверсифікаційні проекти в енергетичній сфері України // Національна безпека і оборона. - №6. - 2009 . – С.61-62)

Несмотря на очевидную потребность сокращения зависимости от поставок российского газа, ни один из украинских СПГ- проектов не продвинулся дальше бумажных согласований. Имитация бурной деятельности в этом направлении должна была убедить как собственных избирателей, так и европейских партнеров в стремлении украинского руководства к энергетической независимости.

После смены власти в Украине в 2014 году, тема строительства СПГ-терминалов активировалась в связи с намерениями двух американских фирм реализовать очередные проекты за счет государственных средств. Но уже в ноябре 2015 года председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев заявил, что "всем желающим построить терминал за государственные деньги мы говорим: "Нет", а за частные деньги – пожалуйста".

Глава Нафтогаза Андрей Коболев во время пресс-конференции в Киеве
Фото: EPA/UPG
Глава Нафтогаза Андрей Коболев во время пресс-конференции в Киеве

Таким образом, выход Украины на рынки сжиженного газа в очередной раз откладывается. По мнению руководства "Нафтогаза"", мы уже диверсифицировали поставки газа за счет реверса. А с Россией разберемся в Стокгольмском арбитраже. Вот такая "энергетическая стратегия" на сегодня.

Возможности реверсных поставок в нашу страну, по информации "Нафтогаза", выросли в 2015 году до 21 млрд куб. м газа в год, что может закрыть импортные потребности Украины, экономика которой находится в глубоком кризисе. Но Словакия, Польша и Венгрия не располагают такими объемами свободного газа. В 2015 году объем импорта газа по реверсу составил 10,3 млрд куб. м. По предварительным расчетам, в 2016 году поставки будут примерно на таком же уровне, а общий объем закупок газа должен сократиться. Вот он источник импортного оптимизма "Нафтогаза"! Т.е., если экономика Украины будет продолжать активно "падать", то проблема импорта газа сама собой рассосется? Или "Нафтогаз" так полагается на сокращение потребления за счет роста энергоэффективности как в жилом секторе, так и на предприятиях? Но действующая система субсидий, похоже, никак не способствует снижению потребления в жилом секторе. А энергоэффективность в бизнесе даст сокращение потребления только в том случае, если не будут открываться новые, пусть и энергоэффективные, производства.

Если предположить, что в Украине когда-то начнется заметный экономический рост, то реверсного газа будет недостаточно. Кроме того, практически весь поставляемый сегодня газ от наших западных соседей по происхождению -- российский. В связи с этим сохраняется возможность частичной блокировки реверсных поставок со стороны России.

Более перспективным мог бы выглядеть вариант диверсификации импорта газа, который базируется на задействовании комплекса украинских подземных хранилищ газа, польского СПГ-терминала в Свиноуйсьце ( введен в коммерческую эксплуатацию летом 2016 года), планируемого газопровода Baltic Pipe (поставки газа с норвежского шельфа), интерконнекторов Польша—Украина и Германия—Польша.

Пока же в планах "Нафтогаза" строительство совместно с поляками одного (!) интерконнектора Украина-Польша до 2020 года. Договоренность о его строительстве была достигнута еще в 2014 году. Задача данного газопровода -- увеличить объемы реверса. СПГ, поставляемый в Свиноуйсьце, Украину, похоже, не интересует. Свои мощности по СПГ Украина строить не планирует, а это значит, что сжиженный газ нам, похоже, не нужен.

Валерій ЩербинаВалерій Щербина, історик, економіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram