ГоловнаЕкономікаФінанси

Як гроші з банків-банкрутів перетекли в Австрію

Порядка $800 млн владельцы обанкротившихся банков вывели из них на счета за рубежом. Правоохранительные органы сейчас расследуют эти операции. Однако юристы считают, что вернуть эти средства будет довольно сложно.

Большой вывод

За последние два года граждане потеряли в обанкротившихся банках более 34 млрд грн, подсчитал Фонд гарантирования вкладов физлиц. Больше половины этих средств владельцы финучреждений предусмотрительно вывели за рубеж перед тем, как банки были признаны неплатежеспособными. Сейчас этими потерями начали заниматься правоохранительные органы. Национальная полиция через суд получила доступ к документам в Нацбанке и Фонде гарантирования вкладов, по которым банки перевели на счета австрийского Meinl Bank AG $746,5 млн и 59 млн. евро.

Речь идет о таких банках-банкротах как «Таврика» «Пивденкомбанк», «Автокразбанк» «Городской коммерческий банк», «Финростбанк», Терра Банк, Дельта Банк, «Киевская русь», «Вернум Банк».

Фото: finbalance.com.ua

Также в судебном решении фигурирует работающий нормально Банк Кредит Днепр. Однако в нем заявляют, что это недоразумение.

«На данный момент у банка нет корреспондентского счета в Meinl Bank AG. Счет существовал до 2014 года, однако был закрыт в связи с отсутствием оборотов и остатков. До 2014 года счет использовался для зачисления комиссий от документарных операций банка в несущественных объемах»,- сообщили в учреждении.

Сделки были оформлены в виде кредитов. Украинские банки заключали с Meinl Bank договоры и передавали ему в залог деньги на корсчетах, начисленные проценты и любые будущие поступления. Под это обеспечение австрийский банк выдавал кредиты иностранным компаниям, связанным с владельцами украинских банков. После того, как фиктивные заемщики не расплачивались по своим долгам, Meinl Bank списывал средства в свою пользу.

Долгая реакция

Meinl Bank давно известен такими операциями. Еще несколько лет назад российские правоохранители выяснили, что в него были выведены средства из российских Петрофф-Банка- на $50млн и 600млн рублей, Витас Банка- 300 млн рублей и Объединенного Банка Развития- 150млн рублей.

Фото: kurier.at/Deutsch Gerhard

Тем не менее, Нацбанк Украины лишь сейчас решился запретить украинским банкам работать с иностранными партнерами, которые специализируются на таких операциях. И.о. заместителя главы НБУ Катерина Рожкова сообщила, что на сегодня украинские финучреждения закрыли все свои коррсчета в таких банках как Meinl Bank, Winter Bank Bank Frick и EastWest Bank.

«У нас есть требования к работе банков. Но собственники нарушают их»,- констатирует она.

Трудности возврата Больше всех от выведения из банков средств пострадали их клиенты, которые потеряли в них в общей сложности под сотню миллиардов гривен. В прошлом году парламент законодательно внедрил уголовную ответственность за доведение банка до банкротства. Однако до сих пор ни один собственник или топ-менеджер какого-либо банка не понес наказание за нанесение столько значительного ущерба своим клиентам и хищение их средств. Единственное, что им пока грозит- запрет на покупку других банков.

«Собственники ликвидированных и неплатежеспособных банков останутся дисквалифицированными. Никаких исключений не будет»,- говорит заместитель директора департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ Александр Бевз.

Правоохранителям будет очень сложно вернуть эти средства. Юристы объясняют, что шансов найти их на счетах австрийских банках ничтожны. Скорее всего они уже давно выведены на Кипр и в другие офшорные регионы. Однако вернуть эти деньги все таки возможно.

«После того, когда сформирована общая картина и на руках имеется доказательная база, подтверждающая, что ряд по-отдельности законных операций в результате привели к образованию на счетах определенного лица или подконтрольной ему компании денег или других активов, дело становится уже просто техникой грамотного ареста и взыскания в судебном порядке выведенных средств или активов, приобретённых за счёт выведенных средств. Но самым важным является время. Чем дольше государственные органы размышляют, о том, кого нанять для того или иного процесса, тем сложнее и дольше будет сам процесс возврата активов»,- говорит советник адвокатского объединения «Спенсер и Кауфманн» Николай Лихачев.

Олена ГубарОлена Губар, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram