ГоловнаЕкономікаБізнес

Агроэксперт: Государство должно лишь устанавливать правила на рынке земли, иначе будет коррупция и бюрократия

Сегодня в Киеве начинается II Международная конференция "Эффективное управление крупными аграрными компаниями", куда соберутся эксперты по сельскому хозяйству и бизнесмены из Америки, Европы и России. Будут и руководители крупных украинских компаний. Накануне LB.ua отправил вопросы о рынке земли и агробизнесе участнику конференции Альфонсу Бальманну из Лейбниц-Института аргарного развития в странах Центральной и Восточной Европы (IАМО, Германия). Предлагаем Вашему вниманию его ответы.

Агроэксперт: Государство должно лишь устанавливать правила на рынке земли, иначе будет коррупция и бюрократия
Фото: http://www.asg-goe.de

- Расскажите коротко о себе: образование, достижения, сфера интересов? Важно, чтобы читатель доверял Вашим словам.

- Я учился экономике сельского хозяйства Гёттингене (Германия) с 1983 по 1989 год, защитил кандидатскую степень (PhD) в 1994 году. Затем работал в университете Гумбольдта в Берлине в качестве доцента, где защитил докторскую диссертацию в 2000 году.В 2002 году я перешел в Институт аграрного развития в Центральной и Восточной Европе (IАМО). Сейчас я один из руководителей IAMO, возглавляю отдел структурных изменений. Кроме того, я профессор университета в Галле (город в Германии), где работаю в области структурных преобразований в сельском хозяйстве и сельской местности. Меня интересуют анализ сельскохозяйственной политики, структурные изменения, теория инвестиций, рынков земли.

- В Украине идет земельная реформа. Знаете ли вы об этой реформе и как её оцениваете?

- Мне рассказали о проблемах Украины, и я надеюсь, что профильные украинские учреждения смогут организовать хороший рынок аренды и торговли землей. Рынок земли имеет важное значение для сельского хозяйства! Земля будет использоваться эффективно лишь в том случае, если достанется лучшим фермерам. К тому же реальную стоимость земли можно узнать только в рыночных условиях. Цена на продажу или аренду должна быть прозрачной, чтобы фермеры могли принимать решения об инвестициях или выходе из бизнеса. Дополнительным плюсом для Украины является то, что рынок земли с хорошо защищенными правами собственности позволяет избежать многих проблем, связанных с теневой экономикой и коррупцией! Конечно, для этого необходима эффективная правовая система!

- Украинцы боятся, что после начала торговли сельской землей богатые иностранцы всё скупят. И что даже если будут законодательные ограничения, иностранцы найдут способ их обойти. Насколько эти опасения обоснованы? Приведите опыт других стран?

- Во многих странах есть такие опасения. Однако что мы видим сейчас? Торговля землей на самом деле началась более 20-и лет назад, и производство пшеницы в Украине по-прежнему ниже, чем в 1990 году. Хотя технологический прогресс мог бы увеличить производство как минимум на 50%. Есть много причин для объяснения этого факта. Одни связаны с плохими политическими, административными и рыночными институтами. Тем не менее, есть проблемы и на уровне отдельно взятой фермы. Например, до сих пор во многих хозяйствах плохая система управления. Слишком мало инвестиций идет в обучение сотрудников. Многим хозяйствам не хватает денег на машины, удобрения, семена и т.д.

Для решения этих проблем, Украине нужны инвесторы, которые готовы либо сами развивать хозяйства, либо инвестировать в существующие фермы. Если эти инвесторы иностранцы, то почему бы и нет? Если они готовы развивать хозяйства, создавать рабочие места на фермах и в сопутствующих секторах экономики, содействовать развитию сельских районов? Такие инвесторы обычно приносят не только деньги, но и свой опыт.Вопрос о том, должен ли фермер быть собственником земли или достаточно, чтобы он на ней работал, обсуждается и в Восточной Германии.

Лично я поддерживаю либеральную позицию. Главная проблема в том, что если фермер скупит много земли, то потеряет финансовую устойчивость. У него может не хватить денег на более важные для фермерства инвестиции. Но если земля не является собственностью и сдается в аренду, нужны долгосрочные договоры аренды, которые позволят планировать будущее развитие (включая инвестиции в улучшение почвы). С другой стороны, фермерские хозяйства нуждаются в защите от грабежа со стороны земельных фондов (владельцев земли, - LB.ua), которые могут использовать свою власть на данной территории и давить на фермеров чрезвычайно высокими ценами (на аренду, - LB.ua).Оба случая основаны на предположении, что Украина имеет рынок земли, административные и правовые институты, которые оставляют мало места для коррупции. К сожалению, это пока не так.

Фото: Макс Левин

- Сколько будет стоить гектар украинской земли после начала продаж, и сколько будет стоить аренда гектара по Вашей оценке? Сравните это с ценами других стран, поясните разницу.

- Очень трудно спрогнозировать цену. Обычно цена продажи составляет стоимость годовой аренды с учетом реальной процентной ставки. Предполагаемая стоимость аренды составляет $100 за гектар, то есть цена продажи может быть между $2000 и $5000 за гектар. Если стоимость аренды будет в два раза дешевле, то и цена будет вдвое меньше. Но это в долгосрочной перспективе.

В краткосрочной перспективе многие нюансы могут повлиять на цену. Например, в Западной Германии цены на землю колеблются из-за региональных экономических условий, качества почвы, климата, производства, структуры хозяйств, налогообложения и т.д. от €5000 до €50000 за гектар, а цены на аренду составляют от €100 до €1000 за гектар.

- Какую роль должно играть государство на рынке земли на Ваш взгляд? Должно ли оно иметь право первоочередного выкупа земли или оно должно только задавать правила игры? Должно ли государство давать льготы селянам или дешевые кредиты?

- Если государство вмешивается в рынок, это приводит к проблемам. Во-первых, функции и задачи рынка подорваны. Земля не переходит к наиболее эффективным собственникам или к тем, для которых она имеет наибольшее значение. Кроме того, цены не будут отражать реальную ситуацию на рынке, то есть будут нести ложные сигналы бизнесменам. Во-вторых, государство подвержено влиянию со стороны групп, которые хотят максимизировать арендную плату. Оно способствует коррупции среди политиков и бюрократов.Такие же проблемы возникают, когда государство имеет приоритетные права на рынке земли. Особенно когда они четко не определены. Гораздо лучше, когда государство только устанавливает правила.

В Германии преимущественное право есть у местных фермеров, которые могут вмешаться в сделку между продавцом и покупателем. Тем не менее, местному фермеру придется платить рыночную цену.

Фото: Макс Левин

- Информация о земельных участках в Украине появится в открытом доступе в интернете с 2013 года. Но там не будет информации о владельцах земли и её арендаторах. Хорошо это или плохо? Например, в Грузии вся информация открыта, зачем же прятать информацию в Украине?

- Я не вполне уверен, что точно понял вопрос. Но если вы спрашиваете, какой вид информации должен быть публичным, то тут возникают вопросы конфиденциальности. Во-первых, кто и чем владеет. Во-вторых, как быть с ипотекой, с землей, которая используется как залог под кредиты. В конечном счете это политическое решение, связанное с неприкосновенностью частной жизни. В Германии сведения не являются открытыми изначально. Но если кто-то может доказать свой оправданный интерес к земельному участку, то может получить соответствующую информацию. Например, потенциальный покупатель или банкир. Они получат право обратиться за необходимой информацией. Другой вариант заключается в том, что сведения о земельных участках открыты. В любом случае права собственности или ипотечные вопросы могут быть секретом, пока нет оправданного интереса.

- Что лучше для Украины – небольшие фермерства или крупные агропроизводства?

- Это тяжелый вопрос. В конце концов, должны работать те, кто работает лучше. Это очень общий ответ, и он не говорит о размерах хозяйств. С одной стороны, небольшие фермы могут быть эффективными, так как у фермера нет возможности использовать лишнюю рабочую силу, здания, машины... или потому что это для него хобби. Такие фермы могут генерировать очень высокую добавленную стоимость с одного гектара. С другой стороны, большие сельскохозяйственные холдинги также могут быть эффективными, если хорошо управляются и привлекают необходимый финансовый и человеческий капитал. И потому что менеджеры таких предприятий могут иметь дело со специфическими украинскими чиновниками. Хотя я лично убежден, что у крупных и очень крупных компаний есть значительные преимущества. И что эффективность зависит от того, умеют компании эти преимущества использовать или не умеют. Преимущества лишь отчасти заключаются в том, что можно использовать технические приспособления или большие механизмы. Куда важнее знание современных методик. Важно, может ли ферма быть инновационной? Может ли использовать современные технологии? Может ли сотрудничать с партнерами по рынку для создания производственной цепочки? Может ли компания мотивировать и развивать свой человеческий капитал?

Фото: Макс Левин

- Украина уже в лидерах по зерну и масличным культурам. Какие ещё направления перспективные?

- Конечно, есть много перспективных направлений. Но подумайте о производстве зерна: за последние пару лет Украина стала экспортером зерна. Из-за транспортных и транзакционных издержек цены на зерно в странах-экспортерах, таких как Украина, куда ниже, чем в импортирующих регионах. Так что правильный вопрос в том, почему не используются относительно низкие местные цены на зерно для развития свиноводства и птицеводства? Правда, это требует огромных инвестиций. Но если вы можете привлечь их, это поможет создать значительную добавленную стоимость - не только на фермах, но и в связанных секторах экономики.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram