В статье «Операция «легализация» LB.ua уже писал о работе конвертационных центров. Их сотрудники помогают прятать деньги от налоговой, рискуя оказаться за решеткой. Источник рассказывал, что власть начала контролировать этот бизнес в 2010 году. Передел привел к росту тарифов на «обналичку» с 5% до 11% от суммы (цифры примерные, ведь цена каждой сделки уникальна). Цены выросли из-за «налоговой нагрузки», пояснял источник. Якобы так власть наполняла дырявую казну. Но другие участники рынка в благородство власти не верят. Они говорят, что деньги идут не в настоящий, а в теневой бюджет – по сути, в «общак» новой власти. Как бы то ни было, существования самой схемы теневого оброка никто не отрицает.
На днях благодаря проекту «Коррупции – СТОП!» мы получили очередное подтверждение ее существования. Цифры примерно те же.«В кожній області працюють програмні і непрограмні конвертаційні центри. Програмні мають велике навантаження в бюджет – 6,34-7,2% від обороту (это помимо всех остальных расходов, – LB.ua). Все залежить від обороту в місяць і близькості до людей, які приймають рішення. Але ДПА України, намагаючись зреалізувати цю программу, таким чином підняла ціни на послуги по всій Україні. І те (обнал), що раніше коштувало 3,5-4,5%, тепер коштує 9-12%», – рассказывает источник LB.ua. Те же «обнальщики», которые работают вне «системы», берут чуть меньший процент. При этом себестоимость работы у них осталась прежняя, а значит, резко выросла прибыль. Пока одни отдают 6-7% в бюджет (теневой или нет), другие кладут эти суммы в карман. По словам источника, такие самостоятельные конвертаторы еще работают в Херсонской, Николаевской, Днепропетровской области и даже в нескольких районах Киева.
Источник приводит в пример крупнейший конвертационный центр Львова с оборотом до 150-200 млн. гривен в месяц, который работает вне «системы». То есть 6% от оборота (порядка 10 млн. гривен в месяц) работники этого центра делят друг с другом, а не отправляют «наверх» – в областную налоговую. В качестве доказательства источник прилагает письма, которые якобы написал бывший сотрудник налоговой милиции Львовской области. В письме называются конкретные предприятия, которые якобы задействованы в преступной схеме.Мы отправили запрос в прокуратуру с просьбой проверить эту информацию. Ответ обязательно опубликуем.