ГоловнаЕкономікаБізнес

Попали в пекло

К тому времени как столбик термометра в Киеве подскочил до рекордных за 129 лет показателей в 35,3ºС, вечерние новости стали похожи на экранизацию научно-фантастического романа. В Китае асфальт наматывается на шины, в России коров пасут по ночам, а у нас то девочка прокатится по горке и получит ожог попы (Львовщина), то от случайной искры загорится автобус (Херсонщина, все живы).

Попали в пекло
Фото: Макс Левин

Поступают и более печальные сообщения: в Днепропетровске от теплового удара умер младенец, а в Кременчуге от кровоизлияния в мозг – взрослый мужчина. Но все это частные случаи. Между тем, есть сферы, влияние погоды на которые почувствует каждый. «Левый берег» разбирался, кому летний зной на руку, а кому придется за него платить из собственного кармана.

Вершки и корешки

Строго говоря, аномальная жара мало сказывается на экономике в целом. «Пока погода напрямую влияла разве что на сельское хозяйство, причем масштаб этого негативного влияния пока неочевиден, и, вероятно, его размер будет не таким критичным. Кроме того, сельское хозяйство формирует не такую уж значительную часть украинской экономики», – говорит аналитик компании «Ренессанс Капитал» Анастасия Головач. Сельское хозяйство и вправду занимает в украинском ВВП всего 7,2% или 65,5 млрд. грн (по данным Госкомстата за 2009 год). Основную часть валового продукта составляют перерабатывающая промышленность (15,8%) и торговля (11,3%). Еще солидный кус приходится на строку «другие виды экономической деятельности», куда относятся финансовые услуги, операции с недвижимостью, государственное управление и прочее (все вместе – 26,5% ВВП).

Жара могла сказаться разве что на скорости доставки грузов: во многих городах из-за погоды действуют ограничения на движение грузовиков, а «Укрзалізниця» ограничивает скорость поездов до 60 км/ч при прогреве рельса свыше 50ºС (для этого достаточно, чтобы температура воздуха превышала 30ºС).

При этом торговля от палящего солнца только выигрывает. Вентиляторы стали редкостью почти на всей территории Украины: в Донецке, Севастополе и Киеве слышны одни и те же истории о дефиците этого бытового прибора. Растут продажи минеральной воды и кондиционеров. «Спрос на кондиционеры очень большой, по сравнению с прошлым годом вырос процентов на 20. И цена самого кондиционера выросла с начала года примерно на 5% – в среднем составляет $300 без установки. А установка по сравнению с прошлым годом так вообще подорожала на треть – специалисты этого профиля сейчас нарасхват», – рассказывает менеджер по продажам ООО «Климат-системы» Алексей Сиренко.

Фото: rol.ru

Главная угроза для работников финансовых, посреднических и консалтинговых компаний – выход из строя техники и отключение света из-за напряжения в электросетях. Клиенты банков жалуются на сбои в работе банкоматов, а в некоторых районах Киева на время пропадал свет. В «Киевэнерго» говорят – виновата жара, старые сети не справляются с поставкой электричества мощным кондиционерам и множеству вентиляторов. Страдает от этого больше всего центр столицы, где много офисов.

Персональные компьютеры «тормозят» или непроизвольно выключаются, если в помещении жарко и оно слабо проветривается. На форуме «Домашний ПК» пользователи вовсю делятся секретами: снять боковую панель, приставить бытовой вентилятор или купить дополнительный «кулер» (компьютерный вентилятор). Улучшения могут влететь в копеечку – до $150 на один ПК. Примерно столько же надо потратить на установку хорошего автомобильного кондиционера. Например, оборудовать этим чудо-прибором Chevrolet Aveo можно за 11,5 тыс. грн. После установки кондиционера можно еще и стекла затемнить, правда, из-за разницы температур за бортом и в салоне стеклянные перегородки становятся очень хрупкими. «Одна уже постучала колечком по боковому стеклу, а оно все пошло трещинами», – рассказывает Олег Н., который занимается частным извозом в Одессе. Кондиционер в его микроавтобусе Mercedes Sprinter стоит около $200.

Горел асфальт

Впрочем, оценивать прямые последствия жары только по изменению ВВП не совсем корректно. Главным показателем работы наших чиновников должны быть не пустые цифры, а реальное улучшение качества жизни людей. А если мерить таким аршином, то нужно учесть в том числе и косвенные последствия жары. Например, из-за обилия солнечного тепла деформируется асфальт, дохнет рыба в водоемах, горит лес и резко падает производительность труда.

В Киеве и Днепропетровске власти ограничили движение крупнотоннажного транспорта – асфальтовое покрытие под колесами грузовиков быстро приходит в негодность при температуре свыше 28ºС. Убытки одного только «Киеватодора», по предварительным данным, достигли 14 млн. грн, сообщает Focus.ua. «Летняя жара разрушает дороги, и это может привести к необходимости дополнительных трат на их ремонт», – подтверждает первый заместитель министра экономики Украины Анатолий Максюта.

Фото: Макс Левин

Также ГАИ из соображений безопасности советует не выбираться на дорогу в солнцепек: ездите утром и вечером. Многие частные фирмы также меняют график или условия работы. «Нам начальник сказал, чтобы мы позже на работу приходили, а то он сперва сам в офисе душ принимает, а мы его будем смущать», – смеется Наташа из Севастополя, которая работает в сфере рекламы.

Особенно заметно падение деловой активности по объемам торгов на «Украинской бирже». При обычном среднем объеме на уровне 70–80 млн. грн он упал к 19 июля до 28,8 млн. грн. Правда, с тех пор объемы немного подросли.

Еще одна проблема – риск повторения взрывов на военных складах. Первый вице-премьер Андрей Клюев уже распорядился, чтобы в Лозовой (Харьковская область) были проведены работы по недопущению повторения катастрофы. Также он поручил МЧС бороться с лесными пожарами, которые из-за жары могут возникать и без участия человека. «С начала года выгорело уже 500 га леса, мы оцениваем этот ущерб в 1 млн. грн. Пока это относительно небольшая сумма, но впереди самые опасные для леса месяцы – август и сентябрь», – поясняет директор департамента управления спасательными силами МЧС Украины Григорий Марченко. Неудивительно, что в Ивано-Франковской области МЧС запретило автомобилистам передвигаться по лесу в период высокого риска пожаров.

Всему голова

Но самые главные последствия чередования летнего зноя и проливных дождей мы ощутим уже осенью, когда в продажу поступит хлеб из нового урожая зерновых. Как пояснили «Левому берегу» в Министерстве аграрной политики, в 2010/2011 маркетинговом году (МГ считается с июля по июнь следующего года) урожай зерновых составит порядка 42–43 млн. тонн против 45–46 млн. тонн в прошедшем МГ.

Для внутреннего рынка нам хватило бы и восьмой доли нашего «низкого» урожая зерновых, но так как он связан с рынками других стран, хорошего зерна будет не хватать. По оценке специалистов «Кернел Групп» (один из крупнейших экспортеров зерна), снижение урожайности пшеницы в июле по всему миру составило примерно 30%, что обеспечит дополнительный рост доходов украинским аграриям. «Сейчас по состоянию на 15–16 июля в мире цена на пшеницу третьего класса на судне составляет $223 за тонну. Хотя на начало месяца было $190. И цены продолжают расти», – говорит руководитель аналитического департамента консалтинговой компании ААА Мария Колесник.

Но и это еще не все. Из-за жары и дождя, который пошел на этапе сбора урожая, часть зерна собирают уже испорченным. «Погода неблагоприятно сказывается не столько на количестве, сколько на качестве зерновых. То есть мы получим больше фуражного зерна, чем в предыдущем году, хотя ценнее продовольственные сорта. В Украине и так большая часть фуражного зерна. И многие коллеги прогнозируют, что в 2010 году доля фуража вырастет еще процентов на 15», – добавляет Анна Кузнецова, эксперт по аграрным вопросам Института экономических исследований и политических консультаций (Киев). По ее словам, сейчас во всем мире растут ожидания того, что урожай будет ниже, чем в предыдущем сезоне, и потому фьючерсные контракты (то есть обязательство совершить сделку в будущем по оговоренной заранее цене) заключаются по более высоким ценам. Если ожидания оправдаются, то цены на зерно в мире взлетят, что отразится и на внутреннем рынке Украины.

Фото: Униан

О резком падении качества говорит и Мария Колесник из компании ААА. По ее оценке, доля продовольственной пшеницы снизится примерно до 30% от всего урожая, тогда как раньше ее часть достигала даже 60%.

Как это скажется на цене и качестве хлеба? Не в лучшую сторону. По словам г-жи Колесник, себестоимость производства так называемого социального хлеба вырастет минимум на 50 копеек (а то и на гривну) с сегодняшней цены около 3 грн за буханку. На этом фоне симптоматично выглядят сообщения о том, что власть раздумывает об изменениях ГОСТов для производства хлеба. Информацию об этом подтвердили и в Госпотребстанарте, где следят за соблюдением сегодняшних ГОСТов. «Газета по-киевски» даже написала, что хлеб, произведенный по новым правилам (их еще не приняли), может быть отравленным из-за токсичных микрогрибков, которые попадаются в проросшем зерне. Сейчас МинАПК ведет переговоры с пекарями и «Укрхлебпромом» о возможности изменения стандартов качества хлеба. Судя по всему, власть за счет качества стремится удешевить производство массовых сортов хлеба, который покупают самые бедные украинцы. После повышения цен на газ и другие коммунальные услуги в августе осеннее подорожание хлеба может вызвать резкий рост протестных настроений. А накануне местных выборов в конце октября такие настроения власти не нужны.

Остается добавить, что речь идет не только о росте цен на хлеб. Стоимость фуражного зерна в итоге влияет на рентабельность выращивания мясомолочного скота, а это уже отразится на ценах на молокопродукты. Также от погоды пострадали урожаи картофеля и гречихи, а вот о кукурузе и подсолнечнике судить пока рано – урожай этих культур зависит от погоды в августе.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram