ГлавнаяЭкономикаБизнес

«Приват» сдерживает подорожание бензина

Горючее продолжает дорожать. С 23 по 30 июня стоимость бензина и дизтоплива на заправках увеличилась на 4-6 коп за литр. В целом за июнь, по данным консалтинговой компании UPECO, цены на бензин подскочили на 11-12%, а с начала года - на 35-36%. Из общей картины выбивается только дизельное топливо: за июнь его стоимость повысилась всего на 3,1% - до 5,37 грн за литр.

Влад Головин Влад Головин , независимый журналист

Основная причина подорожания бензина, по словам представителей сетей АЗС, традиционна - рост мировых нефтяных котировок, которые в мае-июне взлетели на 40% - до $70-72 за баррель. А относительная дешевизна дизеля связана с его временным избытком на рынке. «В этом году продажи дизтоплива сократились на 20-25%. В то же время перед сезоном посевных работ трейдеры импортировали его в слишком большом объеме», - объясняет Сергей Куюн, руководитель консалтинговой группы «А95». Тем не менее, по его мнению, и бензин, и дизельное топливо будут и дальше дорожать. В частности, стоимость бензина А-95 уже в течение недели может повыситься с 6,70-6,80 грн до 7,00-7,10 грн за литр.

У Антимонопольного комитета несколько другое мнение о причинах подорожания нефтепродуктов. По его данным, многие сети АЗС слишком быстро реагируют на новости с мировых бирж, и необоснованно поднимают розничные цены на бензин, который был закуплен еще задешево.

Если АМКУ и прав, то его действия нечасто приводили к заметному снижению цен на горючее. Однако в любом случае автомобилисты могут воспользоваться плодами конкуренции: уже более двух месяцев группа «Приват», контролирующая свыше 1,5 тыс. из 6 тыс. украинских АЗС («Авиас», «Укрнафта», ANP, Sentosa Oil) продает горючее на 5-10% дешевле, чем остальные игроки. Удерживать низкие цены «Привату» позволяет доступ к ресурсам - под контролем группы находятся нефтедобывающая компания «Укрнафта», а также три из пяти работающих в Украине нефтеперерабатывающих заводов.
Пока усилия «Привата» сдерживают подорожание нефтепродуктов. Однако целью группы, по всей видимости, является завоевание рынка. «Если так будет продолжаться еще полгода-год, то многие компании вынуждены будут уйти. Сети АЗС выстоят, но небольшие игроки не выдержат ценовой конкуренции», - полагает Сергей Куюн. Тогда за счет мелких компаний «Приват» сможет расширить сеть заправок и увеличить свою рыночную долю, а затем - повысить цены и легко вернуть недополучаемую сейчас прибыль. Нефтрейдеры пытаются остановить экспансию группы - в середине июня они обратились к Минтопэнерго с просьбой уменьшить ограничения на доступ к аукционам, на которых продается дешевое сырье «Укрнафты».

Год назад стоимость бензина в Украине, учитывая разницу в налогообложении, превышала цены в Европе, но сейчас ситуация изменилась. Без учета налогов А-95 стоит у нас 4,80-4,90 грн за литр, а в большинстве стран ЕС, по данным Еврокомиссии, цена Eurosuper 95 составляет от ?0,45 до ?0,56 (около 4,90-6,10 грн). При этом его полная цена в ЕС, включая налоги, составляет от ?0,94 в Румынии до ?1,45 в Нидерландах. Хотя стоимость бензина в Украине остается все же относительно высокой. Во-первых, качество украинского 95-го несравнимо с Eurosuper 95. А во-вторых, бензин в Украине стоит все же дороже, чем в США. По данным Администрации энергетической информации США, средняя по стране розничная цена бензина класса Midgrade (аналог А-95) без налогов составляет всего $0,6 (4,65 грн), с налогами - $0,71 (5,55 грн).

Влад Головин Влад Головин , независимый журналист