Оказалось, что такой статистики не ведет ни Госкомстат, ни Министерство экономики, ни Фонд госимущества. Учитывается только общий объем иностранных инвестиций по отраслям. Однако какая часть, например, рынка связи принадлежит иностранцам, официальные украинские власти не знают. Хотя каждый владелец мобильного телефона в стране видит, что пополняет доходы зарубежных компаний. Подсчитать долю иностранцев в украинской экономике действительно трудно - многие иностранные инвестиции на самом деле являются деньгами наших олигархов, заведенными из оффшоров. Но нет ничего невозможного. Мы будем считать долю иностранного капитала в каждой значимой отрасли. Начинаем с банков.
Банковская система Украины - «украинская» на 62,8%. Впрочем, это ненадолго: все проблемные отечественные банки будут проданы иностранному инвестору
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
В 1990-е иностранцы только открывали в Украине представительства банков для обслуживания денежных потоков крупных зарубежных клиентов. В конце 1990-х крупный австрийский банк - Райффайзен Интернешнл - решил создать в Украине полноценный дочерний банк. Возглавить новую структуру поручили перспективному банкиру Игорю Францкевичу - и не ошиблись. Уже через несколько лет Раййфазен Банк Украина входит в десятку крупнейших банков страны, а его последующая продажа венгерскому ОТП до сих пор считается одной из самых выгодных сделок за историю банковской отрасли страны. Но это было только скромное начало. Другие иностранцы не захотели тратить время на открытие банка и строительство филиальной сети и решили покупать работающие финучреждения. Первым сторговался с иностранцами Станислав Аржевитин, продавший в 2004 году шведской группе SEB свой банк «Ажио». Однако настоящий бум продаж украинских банков начался после объявления о сделке между владельцами банка «Аваль» и австрийской группой Райффайзен. Украинские владельцы - Федор Шпиг и Александр Деркач - стали богаче на $1 млрд. По тем временам это была фантастическая для украинских компаний сумма.
Оказалось, еще это далеко не предел. Укрсоцбанк был продан более чем за $2,2 млрд.
Каждая сделка подробно освещалась в деловой прессе, начиная от перечисления желающих купить тот или иной банк и заканчивая прогнозами о том, сколько людей в банке сократят новые владельцы. По мере появления этих публикаций выяснилось, что иностранные банкиры крайне заинтересованы в покупке наших финучреждений и считают наш рынок очень перспективным.
Мода на покупки украинских банков просуществовала практически до начала кризиса. Одними из последних свои банки успели продать Леонид Черновецкий и Сергей Тигипко. Только весной этого года иностранцы поняли, какие проблемы они взяли на свою голову. Французский BNP Paribas закрыл в Украине 100 отделений своего Укрсиббанка, остальные сообщили о сотнях миллионов долларов, которые они вынуждены были замораживать под проблемные кредиты, выданные украинскими банками.
ТРЕТЬ - ЭТО ОЧЕНЬ МНОГО
Немногим более трети банков, действующих в стране, принадлежит иностранцам.
По данным НБУ, к апрелю 2009 года доля зарубежного капитала в украинской банковской системе составляла 37,2%. Хотя еще два года назад многие эксперты пророчили полное поглощение иностранцами нашей банковской системы. Может, так бы и произошло, но с началом кризиса у иностранцев просто закончились деньги на покупки. 37,2% - это вроде бы немного: получается, что большинство банков остаются украинскими. Но это ненадолго. Все проблемные финучреждения, которые просят денег у правительства или в которые введена временная администрация, являются украинскими банками. «Финансы и Кредит», «Укргазбанк», банк «Надра», Родовид-Банк - это не только крупнейшие банки страны, но и финансовые учреждения, обратившиеся за помощью к государству. Согласно госпрограмме рекапитализации, после того как государство станет владельцем банков и улучшит ситуацию в них, они будут проданы частным инвесторам. При этом указано условие, определяющее, кому именно будут проданы наши банки: инвестору с активами не менее $15 млрд. Под эту категорию не попадает пока ни один украинский банк. То есть все финучреждения, которые сейчас просят помощи государства, через несколько лет станут иностранными. В этом условии нет ничего несправедливого - раз уж Украина запросила помощи МВФ и Всемирного банка, то должна соглашаться на их условия. Обычный закон рынка - выживает сильнейший.
То есть нынешние 37,2% - это только начало. Но и эта цифра, какой бы маленькой она ни показалась, на самом деле обманчива. Контролируя только треть капитала, иностранцы владеют лучшими банками страны. За все время кризиса ни в один иностранный банк не была введена временная администрация. Иностранные финансовые учреждения - Райффайзен Банк Аваль, ОТП Банк, ВТБ Банк, Альфа-Банк - входят в число крупнейших и не только не просят ничьей помощи, более того - ситуация у них намного лучше, чем у отечественных банков. Вряд ли они станут покупать своих конкурентов. К примеру, председатель правления ВТБ Банка Вадим Пушкарев недавно заявлял, что у его банка нет таких планов. Да эти покупки сейчас и не нужны. Зачем тратить деньги, если клиенты и так перебегают из банков, где введена временная администрация, в иностранные финучреждения, которые принято считать более надежными.
Кстати, надежность иностранцев на самом деле очень обманчива. Американский банк Lehman Brothers просуществовал более 150 лет, что не помешало ему разориться. А в случае банкротства клиенты иностранного банка будут равны в правах с клиентами отечественных банкротов. Они получат выплаты из Фонда гарантирования вкладов. Согласно действующим в стране законам, дочерний иностранный банк отвечает перед своими клиентами в рамках собственного капитала, а не капитала материнского банка. Никто не станет выплачивать клиентам из других стран. В том числе - из Украины.
Сколько принадлежит иностранцам
Доля иностранного капитала в совокупном капитале банковской системы Украины - 37,2%
Доля отечественного капитала в совокупном капитале банковской системы Украины - 62,8%
Количество банков с иностранным капиталом - 52
Общее количество банков в стане - 185
Количество банков со 100%-ным иностранным капиталом - 17
Данные НБУ
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Валерий Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины, июль 2006 года:
Резкое снижение доли национального банковского капитала может привести к ситуациям, когда некоторые сферы экономики будут лишены кредитов, поскольку акционеры банков с иностранным капиталом всегда будут инвестировать те отрасли и в тех странах, где прибыль и безопасность выше. Особенно это касается сфер украинской экономики, связанных с добычей и первичной переработкой минерально-сырьевых ресурсов. Формальные и неформальные критерии и цели деятельности банков с иностранным капиталом не обязательно совпадают с национальными целями социально-экономического развития. Структурная отсталость и институциональная слабость экономики Украины делают возможность такого деформированного развития достаточно реальной.