ГоловнаКультура

​Парадокси авангарду «Міста ХА»

Цивилизованность страны измеряется цивилизованностью ее регионов, а уровень культуры общества – культурностью его периферии. Однако, чтобы процессы культурной децентрализации были эффективными, они должны стать обоюдонаправленными: помимо развития региональных очагов культуры, необходимо также исследовать локальные художественные контексты и популяризировать результаты таких исследований, ломая стереотипы о полном отсутствии культуры за пределами столицы.

Образцовым примером такой стратегии может служить проект «Харьков авангардный», посвященный исследованию харьковского визуального искусства последних 100 лет. LB.ua предлагает читателям пройтись по центральной части этого проекта – выставке «Город ХА», которая открылась в киевском Национальном художественном музее.

Фото: Предоставлены пресс-службой НХМУ

Впрочем, назвать Харьков культурной периферией можно лишь с некоторой натяжкой: еще в конце XIX века харьковская рисовальная школа входила в тройку лучших в империи, а ее основательница, харьковчанка Мария Раевская-Иванова, стала первой женщиной, получившей диплом художника в Петербургской Академии. В начале XX века харьковская усадьба «Красная поляна» сестер Синяковых была центром авангардной богемы – там жили и работали Хлебников, Маяковский, Асеев, Пастернак, братья Бурлюки, Ермилов, Косарев, Мане-Кац. На протяжении 15 лет (с 1919 до 1934) Харьков был столицей УССP; его рисовальная школа трансформировалась сначала в художественное училище (где еще до революции обучался Александр Дейнека), а позже – в институт, ставший на некоторое время последним прибежищем советского авангарда.

Этот город дал миру как минимум два художественных явления, благодаря которым украинское искусство известно за пределами нашей страны: харьковский конструктивизм 1920-х и харьковскую школу фотографии 1960-80-х. В конце 1950-х в числе художников, представлявших Советский Союз на Венецианской биеннале, был преподаватель Харьковского худинститута Михаил Дерегус, а в 1966 – харьковский график Владимир Ненадо. Независимую Украину в Венеции в разные годы представляли харьковчане Борис Михайлов (единственный всемирно известный украинский художник), Сергей Братков, Артем Волокитин, Гамлет Зиньковский, Николай Ридный, Иван Светличный.

Выставка «Город ХА» представляет собой авторский срез культуры Харькова, делающий акцент на авангардных практиках – в широком понимании термина «авангард» как экспериментального искусства. Кураторами проекта выступили Татьяна Тумасян (бессменная директорка Харьковской муниципальной галереи) и Сергей Братков (харьковский фотограф, преподаватель Школы Родченко) – фокусом экспозиции они выбрали связь изображения с текстом. Благодаря такому узкому и конкретному фокусу, выставка, охватывающая около 100 лет развития харьковского искусства в сферах живописи, графики, дизайна, фотографии и новых медиа, получилась на удивление цельной и монолитной.

Мария Синякова. Эскиз женского костюма. 1920-е
Фото: Предоставлено пресс-службой НХМУ
Мария Синякова. Эскиз женского костюма. 1920-е

Экспозиция занимает три зала на втором этаже музея, которые органично разделяют ее на три условных хронологических периода. Первый зал представляет художников исторического авангарда начала 20 века: здесь собраны работы пяти авторов, каждый из которых оказал значительное влияние на художественные практики Харькова. «Композиция» (1914) Марии Синяковой дает нам пример исследования авангардом фольклорных традиций; проекты Василия Ермилова (эскизы монументальных росписей пролетарского клуба и фабрики, экземпляры журнальной графики и неожиданно современные по стилистике дизайнерские работы 1920-х) показывают сочетание футуризма, кубизма и конструктивизма. «Харьков супрематический» (1931) Бориса Косарева демонстрирует авангардный портрет города, выполненный в серых тонах, теперь уже традиционно ассоциирующихся с Харьковом. Открытки Григория Бондаренко 1930-50х представляют увлечение авангардистов примитивом и наивным искусством, а эскизы костюмов Григория Цапка 1920х указывают на тесную связь авангарда с богатейшей театральной культурой Харькова того времени.

С помощью «хронологических интервенций» – вкраплений в первый зал работ современных художников – кураторы сделали акцент на главном достижении харьковского авангарда – архитектурном конструктивизме. Такими интервенциями стали очень известная фотография Сергея Браткова «Госпром» (1996) и городской пейзаж Павла Макова «Укрытие» (2017), демонстрирующийся для широкой публики впервые. Архитектурный конструктивизм перекликается в этом зале с оформительским конструктивизмом и воспринимается как специфический визуальный язык. Этот язык создает особые отношения изображения со словом, которые связаны по принципу агитационного (или рекламного) плаката.

Сергій Братков. Дежпром (1996)
Фото: Предоставлено пресс-службой НХМУ
Сергій Братков. Дежпром (1996)

Второй зал экспозиции, посвященный харьковскому искусству конца 1950-х – начала 1990-х, собрал «учеников» авангардистов первого поколения. В отдельных случаях линии преемственности «ученик-учитель» прослеживаются буквально: так, гуру неофициальной арт-тусовки Харькова 1970х Виталий Куликов (представленный на выставке двумя гравюрами из частной коллекции) был учеником авангардиста Григория Бондаренко, который, в свою очередь, учился у Петрова-Водкина. Еще один ученик Бондаренко – Владимир Ненадо – преподавал графику в Харьковском институте, и его учеником стал Павел Маков. Там же (сначала в 1920-30х, а потом – в 1960-х) преподавал Василий Ермилов – у него учился известный театральный художник Алексей Щеглов, который стал учителем знаменитого харьковского концептуалиста Вагрича Бахчаняна.

Концептуализм вообще можно считать следующим витком трансформации харьковского авангарда: также опирающийся на связь изображения со словом, он создает новый тип этой связи – уже не плакатно-иллюстративный, но концептуальный, ставящий под вопрос статус изображения. Ярким примером концептуализма является представленная в экспозиции работа Бахчаняна «Харьков» (1974) – эта ерническая ода родному городу формально является просто текстом, взятым в рамку от картины. Еще один пример – «Неоконченная диссертация» (1985) Бориса Михайлова, где значение фотографий задается сопровождающим их текстом. Кроме Михайлова, Харьковская школа фотографии представлена на выставке работами Сергея Браткова, Виктора и Сергея Кочетовых, Евгения Павлова и Романа Пятовки.

Фото: Пресс-служба НХМУ

Отдельного упоминания заслуживают фотографии с уличными и квартирными росписями Олега Митасова – городского сумасшедшего и культовой персоны в харьковских арт-кругах 1980-90х. В экспозиции они расположены напротив работы Бахчаняна, что создает своеобразный диалог между этими двумя текстами. Митасов не был художником, но сумел создать личный художественный мир, заполонив своими текстуальными граффити весь центр Харькова. Из этого мира черпали вдохновение другие харьковчане: например, группа ВЕК.ВАК положила его тексты на музыку, а стрит-артист Гамлет Зиньковский процитировал Митасова в своей работе «Он говорит что».

Третий зал выставки посвящен молодым – но уже вполне известным – авторам, появившимся на арт-сцене Харькова в начале 2000х. Эти художники продолжают авангардно-экспериментальную традицию, но при этом выводят связь между изображением и текстом в новое измерение – посредством новых медиа. В экспозиции представлена стрит-арт-композиция Гамлета Зиньковского «Прощай прошлое», перенесенная – по примеру работ Бэнкси, – в музейный зал с одной из харьковских улиц. Его же инсталляция «Не фонтан» (перевернутый писсуар) выступает своеобразным ответом знаменитому писсуару Дюшана. Кроме Гамлета, из молодых харьковчан на выставку попали Алина Клейтман с видеоработой «Выбор», Юлия Голуб с видеодокументацией перформанса «Комната свободы», Иван Светличный с аудиоскульптурой «Текст». Эта экзотичная арт-форма требует от посетителя слушать запись авторского текста и одновременно визуализировать скульптуру – в соответствии с ее графическим эскизом и прослушанными указаниями. Еще одна интересная работа из последнего зала экспозиции – это кинетическая инсталляция «Восток» Романа Минина, представленная публике впервые.

Фото: Пресс-служба НХМУ

Все это разнообразие форм, стилей и жанров прочитывается, тем не менее, как единое и внятное высказывание об уникальной культурной атмосфере Харькова, наполненное чутким вниманием к деталям и любовью к городу. При этом линии преемственности выписаны в экспозиции настолько выпукло, что остается странное впечатление недосказанности. Если, к примеру, вообразить, что на выставку попадет человек, не имеющий ни малейшего представления о страшных событиях 20 века (террор 1930-х, война 1940-х, доминирование соцреалистического канона), – этот зритель не найдет в экспозиции практически никаких внятных отсылок ко всем тем вызовам прошлого, которые сделали исследование уцелевших авангардных традиций такой непростой задачей.

В качестве исключения, эта ситуация «разрыва» и его преодоления получила на выставке вполне конкретное визуальное воплощение в работе, которую можно считать парафразом всей экспозиции: в исследовательском проекте «Генеалогия харьковского авангарда» Марии Волчонок и Гамлета Зиньковского, консультантом которого выступил Павел Маков. Результатом исследования стала огромная инфографика, занимающая целую стену при входе на выставку – она наглядно демонстрирует картину взаимных влияний в художественной среде Харькова с 1900 до 2017 года. Объекты инфографики – это «персоналии» (художники, режиссеры, педагоги) и «события» (выставки, альманахи, институты, театры), соотнесенные с временной шкалой. На инфографике мы видим два плотных облака связей (в период до 1930-х и после 1940-х) – и разрыв между ними, который преодолевается редкими ниточками влияний. Такое очевидное воплощение ситуации прерывания авангардных традиций несколько контрастирует с общей непроговоренностью этой темы в экспозиции.

Впрочем, ситуация «разрыва» несомненно будет так или иначе проговорена в обширной образовательно-информационной программе проекта «Харьков авангардный», которая сопутствует выставке. На протяжении двух месяцев киевляне смогут посещать кинолекторий (с фильмами о Ермилове, Куликове, Госпроме, доме «Слово»), встретиться с Павлом Маковым, Сергеем Жаданом, Олегом Дроздовым (архитектором Театра на Подоле), и принять участие в дискуссионной панели с участием харьковских искусствоведов, которые обсудят парадоксы харьковского авангарда.

Экспозиция «Город ХА» открыта в НХМУ до 18 февраля. Мы очень рекомендуем посетить кураторскую экскурсию Татьяны Тумасян, которая анонсирована на предпоследний день выставки.

Ксенія БілашКсенія Білаш, редакторка відділу "Культура"
LB.ua в соцмережах: