Народная фантастика в украинском искусстве прочно связана с именем Марии Примаченко — крестьянки без художественного образования, прожившей всю жизнь в селе Болотня Киевской области, что не помешало ей пленить воображение самого Пикассо. Ее картины, полные ярких красок и узнаваемых образов, стали одним из знаковых явлений модерной украинской культуры, признанным далеко за пределами страны.
Мария Авксентьевна Примаченко родилась в 1909 году. Она пережила две мировые войны и распад двух империй — сначала Российской, потом советской. Но самой большой трагедией стала Чернобыльская катастрофа 1986 года, ведь родное село художницы граничит с 30-километровой зоной отчуждения.
С детства Марию окружали красивые вещи — ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь. «Начиналось все так, — вспоминала художница. — Как-то возле дома, над речкой, на цветущем лугу я пасла гусей. На песке рисовала всякие цветы, которые видела. А потом заметила синеватую глину. Набрала ее в подол юбки и разрисовала нашу хату». Соседи разглядывали дивные рисунки и хвалили, потом стали просить расписать и соседние дома.
С детства Марию окружали красивые вещи — ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь.
Открытие таланта Марии Примаченко произошло в самые сложные для украинской культуры годы, когда в подвалах НКВД расстреливали культурное возрождение 1920-х. В 1936 году работы Примаченко увидела мастерица-ткачиха и вышивальщица из Киева Татьяна Флору. По ее рекомендации Примаченко пригласили в экспериментальные мастерские при музее украинского искусства. В ее творчество приходят новые разнообразные практики — от вышивки до керамики. В том же году она получает диплом первой степени на выставке народного искусства. С тех пор ее работы показывают за границей — в Варшаве, Праге, Монреале и Париже.
Своим главным вдохновением Мария Примаченко называла природу родного Полесья, а именитые искусствоведы и критики видят в ее картинах образы дохристианских божеств и мироощущение первобытного человека времен палеолита. Растения с цветками, древо жизни, невиданные птицы, иллюстрации к народным сказкам, бытовые сценки и знаменитые фантастические животные, изображенные яркими цветами без перспективы и объема — примитивно простые, но завораживающие даже самый изощренный глаз, — секрет народной художницы не поддается законам традиционного искусства.
Персонажи Примаченко, да и вообще все элементы в ее картинах разделены на добрых и злых. Бинарный мир, каким он предстает в мифологическом сознании, выражен здесь в элементарных визуальных элементах. Даже фантастический бестиарий представляет «армии» добра и зла. Что примечательно, добрые звери всегда похожи на реальных животных, даже если этих животных Примаченко никогда не видела воочию (например, обезьян). В то время как злые твари являются плодом ее воображения и им свойственны черты «невидимых темных сил» — чудовищ, драконов. Звери Примаченко антропоморфны и при внимательном рассмотрении похожи на людей. Так, у многих из них длинные закрученные ресницы или дугообразные брови. Конечно же, добро всегда побеждает, и зло низвергнуто. Над миром расцветает яркое солнце — райский цветок со множеством лепестков, которые, как лучи, согревают мир.
В этих ярких картинах встречаются все миры: фантастический и трагически-реальный. Народные сказки и трибьют умершим в войне или чернобыльской трагедии предстают в формах яркого и красочного измерения Марии Примаченко. Фантастический мир, бытовые сценки, космические фантазии, социальная сатира сосуществуют здесь в гармонии обращенных к нам образов.
Персонажи Примаченко разделены на добрых и злых. Добрые звери всегда похожи на реальных животных, в то время как злые твари являются плодом ее воображения.
У нее не было никаких профессиональных секретов: ватман и гуашь, иногда акварель и подготовительный рисунок карандашом. При этом Мария Примаченко объединила в своем творчестве живопись и графику. Это и живописная графика, и графическая живопись одновременно. Техника ее далека от профессионализма, и эстетическое влияние ее работ часто зависит от неуловимых нюансов, которые не поддаются ни научному анализу, ни словесному выражению. К примеру, часто в ее работах цвет становится полноправным создателем композиции, он и «озвучивает» настроение или же создает ритм картины. Она никогда не оставляет фон белым, за исключением нескольких работ. Примечательно, что Примаченко не просто следует канону народного творчества — она является новатором в образном мышлении и предлагает уникальные стилистические приемы. Даже вышиванки, в которые она одевает сказочных персонажей, придуманы ею самой, а не заимствованы из народных промыслов.
Творческий подход Примаченко применяла и в названиях своих картин. Даже больше: в этих названиях проявился ее поэтический талант. Иногда это моральная максима, иногда лирическая зарисовка, вариант народной басни или прибаутка: «Куріпочки пляшуть і хліб пашуть», «Собачка Ада не боїться гада», «Ворон дві баби мав — обох обнімав», «Веснянки-роговички — веселії птички». Переводить эти сентенции часто невозможно, но ради них стоит выучить украинский: «Хитра лисиця ведмедику каже: „Їж кукурудзу — поправишся“ — а собі курочку несе та медок п’є; в ній сила є». «Сорока каже: „Чі-чі-чі! Ой де ж нам спати?“ — „На печі“. — „Що ж нам пити?“ — „Горілочку, бо приїхали по дівочку“». «Журяться рябушки: „А вже скоро зима, а в нас хати нема“. Обізвався зайчик: „А я зими не боюся, у снігу сховаюся“. З Новим роком, з новою весною, з новим щастям, усі люди на Землі».
Она является новатором в образном мышлении. Даже вышиванки, в которые она одевает сказочных персонажей, придуманы ею самой, а не заимствованы из народных промыслов.
Сказочность творчества Примаченко «просится» в детские книги. В 1980-х вместе с поэтом Михайлом Стэльмахом она создает иллюстрации для нескольких детских книжек: «Журавель», «Заєць спати захотів», «Чорногуз приймає душ». В наше время они не переиздавались, и вы не сможете порадовать своих детей причудливыми рисунками бабушки-фантастки.
2009-й, когда художнице исполнилось бы 100 лет, ЮНЕСКО объявил ее годом. В качестве редкого исключения Украина достойно отпраздновала юбилей, и мир увидел выставки, каталоги, торжественные мероприятия, а также обязательные марки и монеты. В Киеве, Броварах и Краматорске теперь есть улицы и бульвары ее имени. В честь Марии Примаченко названа планета, о художнице снято несколько документальных фильмов, написаны сотни статей и даже рассказ для детей. А в 2007 году ее имя звучало в суде: финская компания «Маримекко» выпустила серию вещей для дома с рисунком, слишком похожим на картину 1961 года «Щур у дорозі». Компания признала факт плагиата, но к тому времени рисунок уже был нанесен на самолеты авиакомпании и летал по всему миру. Сам скандал стал причиной новой волны интереса к творчеству Примаченко во всем мире.
С 13 апреля по 9 мая работы Марии Примаченко можно увидеть в экспозиции коллективного выставочного проекта «Чистое искусство» в Мистецькому Арсеналі в Киеве.
Источник - birdinflight.com