"Изоляция": Русудан, как бы вы могли сформулировать главное послание выставки "Ползучая граница"?
Русудан Хизанишвили: Мы старались донести и показать обществу реальность ситуации на данный день, создать сенситивное пространство при помощи жёстких форм тотальной инсталляции, показать и дать прочувствовать, насколько безысходна наша ситуация с ползучей границей, когда наша территория после всех произошедших конфликтов всё ещё продолжает уменьшаться, на подобие «Шагреневой кожи». Ни наше правительство, ни тем более мировое сообщество не в состоянии повлиять на этот процесс по разным и всем известным причинам. Таким образом посланием выставки является основная несущая идея инсталляции, какое-то подобие надежды, что ещё есть возможность что-либо если не изменить, то хотя бы остановить...
И.: Какая часть выставки принадлежит вам? Каким образом создавалась экспозиция: каждый художник работал над отдельной частью выставки или там есть коллективные произведения?
Р.Х.: В данном проекте я участвую как независимый художник-живописец, соавтор идеи и автор текста, само пространство было спроектировано и построено архитектурно-дизайнерским бюро Designbureau, состоящим из трёх сотрудниц – Нии Мгалоблишвили, Ии Липартелиани и Софы Шеварднадзе. Директором бюро является куратор проекта – Ния Мгалоблишвили. Также в проекте задействованы фотографы – Иракли Блуишвили и Дмитрий Чикваидзе – которые создали панно. Над видео и звуком работал Джозеф Сабия, который живёт и работает в Нью-Йорке, и все материалы он переслал оттуда же.
И.: Кто автор идеи выставки, и какова роль каждого из участников в развитии её концепции?
Р.Х.: Концепция разрабатывалась куратором, мной и архитектурно-дизайнерским бюро. Министерство культуры Грузии объявило конкурс на проект для участия в Биеннале, и мы, не имея раньше никаких совместных проектов, разработали идею, подали проект на участие – и победили, оказавшись таким образом на Биеннале.
И.: Выставка "Ползучая граница" – это повествование о грузинских событиях, структурированное по аналогии с цепочкой ДНК. Расскажите больше об этой метафоре.
Р.Х.: Структура ДНК была взята как незримый, повторяющийся и вечно существующий во времени объект, это своеобразный философский контекст проекта, как бы напоминание того, что это уже было, есть и будет. Для нас в этом случае это напоминание о том, что Грузия, попросив поддержки у России в 1783 году и подписав Георгиевский Трактат, уже тогда поставила под угрозу свою независимость и территориальную целостность.
И.: Помимо грузинского павильона на Венецианской биеннале, в этом году вы также приняли участие в масштабном проекте Synthetical Art - Artist's Book "Vepkhistqaosani", проходящем в Грузинском национальном музее в Тбилиси. О чём эта выставка?
Р.Х.: При поддержке Минкульта Грузии был разработан проект, ставивший перед собой цель создать несколько Книг художника, посвящённых важным для Грузии писателям и поэтам. Первой Книгой стал «Витязь в тигровой шкуре», литературное произведение 12 века, автором которого является Шота Руставели. Главным условием при создании Книги являлось полная свобода без каких-либо привязанностей к иллюстрированию сюжета. Над проектом работали 15 художников, совершенно разных по стилю. Само произведение поделено на временные и территориальные промежутки, и каждый художник получил свой определённый промежуток. Это был очень интересный и увлекательный процесс, где мы консультировались с литератором. Все работы – около 150 полотен – приобретены Историческим Музеем им. Джанашия, и на данный момент внесены в культурно-историческое наследие Грузии.
И.: Вернёмся к политике. Как вы считаете, возможно ли было избежать конфликта 2008 года? Каким путём?
Р.Х.: На мой взгляд, конфликт был неизбежен, просто это был даже не конфликт, а демонстрирование силы. Все точки над i были поставлены окончательно и бесповоротно, и Грузия потеряла Абхазию, а там по недоразумению и Южную Осетию, и в придачу около 100 сёл на приграничной с Осетией и Абхазией территории. Мы стали жертвами политической игры и только.
На самом деле мне кажется, что россиянам ни Абхазия, ни Осетия не нужны вообще.
И.: По вашему мнению, каково будущее Абхазии и Южной Осетии? Возможно ли когда-либо их возвращение в состав Грузии? И нужно ли это Грузии?
Р.Х.: На данный момент, я думаю, мы не имеем никакой реальной возможности получить нашу территорию, так как Абхазия и Южная Осетия это, конечно же, Грузия. И да, конечно, нам нужна и Абхазия, и Южная Осетия, и мы нужны друг другу.
И.: А каково отношение грузин к жителям Абхазии и Южной Осетии? Возможно ли примирение?
Р.Х.: Конечно же примирение возможно, так как чисто этнических осетин и абхазов, думаю, очень мало, все браки были смешаны так или иначе. Особенно в Осетии. Отношение к ним довольно-таки толерантное, потому что грузины на самом деле очень толерантные по своей натуре, наверное, есть какие-нибудь шовинистические исключения, но в массе этого не наблюдается.
И.: Видите ли вы параллели между событиями в Грузии 2008 года и в Украине в 2014-2015 гг.? Какие выводы могут сделать для себя украинцы, глядя на грузинский опыт?
Р.Х.: Эти параллели очевидны, эти события являются звеньями одной цепи. Исходя из того, что грузин всего 3.5 миллиона, а украинцев 50 млн., масштабы конфликта совершенно разные – хотя и имеют одно начало. Надеюсь, что количественная разница сыграет свою роль, и Украина выстоит.
И.: Каким вы видите будущее ДНР и ЛНР? Считаете ли вы, что у подобных образований есть будущее?
Р.Х.: Я очень надеюсь, что нет. Так как если эти образования будут существовать, нарушится вся политическая закономерность. В мире наступит хаос, который в принципе уже наступил.
И.: В завершение нашего разговора хотелось бы затронуть, возможно, главный вопрос выставки, как никогда актуальный для Украины: вопрос культуры и конфликта. Как вы считаете, какова роль культуры во время конфликта? Может ли она поспособствовать предотвращению конфликтов и помочь в процессе примирения?
Р.Х.: Я не хочу показаться слишком пессимистичной, но с одной стороны – да, я как представитель искусства надеюсь, что искусство способно менять мир и меняет его каким-то образом, но если смотреть на всё с точки зрения обывателя, то абсолютно никакой надежды нет, так как люди, находящиеся у штурвала, никогда – никогда! – не прислушиваются к мнению своих сограждан, а уж тем более артистов. Вспомним, к примеру, недавнюю акцию российского художника-активиста Петра Павленского. Но я думаю, что бездействие и равнодушие недопустимы. Сможем мы что-либо изменить или нет, мы не должны оставаться в стороне!
Выставка "Ползучная" будет проходить в Киеве с 11 декабря 2015 по 20 января 2016 по адресу улица Набережно-Луговая, 8, второй этаж. Вход свободный. LB.ua - информационный партнер проекта.