ГоловнаКультура
Спецтема

Коломыя. Кино над Прутом

Старая Коломыя сейчас - «медиазвезда». В Интернете развернулась кампания по спасению здания бывшего авиаполка, а изначально – австрийской казармы в стиле "палаццо".

Коломыя. Кино над Прутом

Местные активисты заручились поддержкой многих деятелей культуры и искусства. Например, архитектора Скорик, писателя Иванничука, актера-политика Бенюка. Во все редакции шлют имейлы и релизы, коллеги пересылают и интересуются: мол, что это за памятник архитектуры, что за угроза?

Стараюсь отвечать и пояснять, но без лишних эмоций. "Палаццо" всегда был недоступным режимным объектом. Полюбоваться им можно было разве что из-за забора. Поэтому меня больше волнуют руины бывшего деревянного кинозала "Комсомолец", в 300 метрах от казарм. Его состояние лучше всего иллюстрирует ситуацию, в которой оказалось районная культура в целом и кинотеатры в частности.

***

Прошлым летом впервые за долгое время забрел в ту часть столетнего городского парка, где ранее находились аттракционы и "Комсомолец". На месте качелей (моих любимых "лодочек" и "солнышка") - трава, а на месте "Комсомольца" - пожарище.

Здание было красивое. По-моему, все мои ровесники в детстве хотя бы раз, но игрались в его галереях, окружавших кинотеатр по периметру.

Правда, я не застал время, когда в нем крутили кино. Но родители еще помнят. Впрочем, в 80-х в Коломые и без "Комсомольца" кинотеатров было предостаточно: простенький "Юность" на Привокзальной, столетний имени Кирова (ныне "Джерело") и огромный кинотеатр имени Мирослава Ирчана. И это без киноустановок, которые были в Доме офицеров, Доме культуры УТОГ.

До сих пор удивляюсь, как небольшом райцентре появился кинотеатр Ирчана с залом, большим, чем в столичном «Киеве» на площади Льва Толстого...

Несмотря на размеры, в нем почти никогда не было свободных мест. На вечерние сеансы попасть было невозможно. Он был "модный" - в нем, как правило, показывали самое свежее кино. Или самое востребованное. В перестройку это были иностранные боевики. "Звездные войны" и "Терминатора" я посмотрел именно там.

А еще в нем был огромный холл. Наверное, раза в два больше чем зал. За углом – была барная стойка. И все это – со стеклянной стеной, сквозь которые можно было смотреть на старинные здания театра, жилые особнячки и памятник тому самому Ирчану.

В другом кинотеатре – в "Кирова", в квартале от "Ирчана" – холл был малюсенький. Не удивительно – залу было почти сто лет. Зато в зале был балкон. Правда, попасть в него можно было только, когда был аншлаг. Поэтому, если удавалось забраться туда, сеанс можно было считать праздничным.

Социальные изменения конца 80-х-нач.90-х моментально отображались на киносфере. Сначала, туда проник бизнес: в кинотеатре "Джерело" поставили видеодвойку и показывали разный видеомусор с гнусавым переводом. И еще – есть у меня такое подозрение – по вечерам крутили "порнуху". Но об этом мы никогда не узнаем…

А потом – и это самое ужасное – изменилось само отношение к кинотеатрам. Рухнула система проката. Сеансы стали заполнять документалкой и телефильмами. В кино стали загонять силой.

Для меня это было дикостью – ведь все мы помнили, как еще недавно в кино нужно было еще попасть! Если в первом классе дети набирали абонементы пачками (это были такие бумажки с отрывными билетами со скидкой), то всего лишь через пару лет нас же забирали с уроков, чтобы обеспечить посещаемость сеансов. А чтобы не сбежали - на дверях стояли учителя. Когда же ученики упрашивали выпустить их в туалет педагоги, заподозрив, что школьники пытаются сбежать, приказывали им дожидаться конца фильма. Объяснить этот бред одним только требованием гороно, по-моему, невозможно.

К счастью, скоро кризис только усугубился, и перестали показывать даже ленты "Укртелефильма". Хотя докфильмы, например, про художника-графика Нила Хасевича, автора плакатов УПА, недавно пересматривал с большим интересом.

Кинотеатр Ирчана – просто закрыли. Если не было средств, чтобы содержать старенький "Кирова", то что говорить про киномонстра районного масштаба. В итоге, "Ирчана" купил неизвестный "инвестор" под торговый центр. Здание разбили пополам стеклянной вставкой, а кинозал, говорят, разделили на два этажа монолитом. После чего надежда на то, чтобы вернуть его в культурный оборот исчезла.

Настали "темные времена". При чем, темные - в прямом смысле. Видеомагнитофоны, с которыми мы все спасались в 90-е от киношного голода, были абсолютно бесполезными во время веерных отключений света, которые, напомню, в провинции продолжались до самого 2000-го года.

А в кинотеатре "Юность", который я помню очень смутно, сейчас – церковь какого-то патриархата.

"Джерело" как-то еще живет. Фильмы в нем показывают редко, да еще и с огромным опозданием. Что в эпоху телевидения, интернета, файлообменников и торрентов смерти подобно.

Смотреть новинки на большом экране ездят в Ивано-Франковск или Черновцы.

Кстати, Черновцы в свое время стали для меня открытием. Приехав учиться в университет, я обнаружил в центре города огромный и – главное - действующий кинозал ("Черновцы" в здании бывшей синагоги). При чем этот кинозал был не единственный. Более того - не единственный действующий. А позднее открылся еще один. Экономика тут, вероятно, ни при чем. Аура родины Ивана Миколайчука наверное дает о себе знать.

И несмотря на то, что в городе любят посетовать на упадок культуры (я в том числе), отсутствие кинозалов и их нынешнее состояние мы стараемся не замечать. Это видно по тому, что в интернете практически не возможно найти фотографий кинотеатров. В моем фотоархиве их тоже нет. Будто на подсознательном уровне стесняемся, что ли.

Ваши истории присылайте на почтовый ящик [email protected]. К письмам непременно прилагайте фотографии: свои собственные (детские, в зрелом возрасте), виды, пейзажи, замечательные места, которые не должны быть забыты. Все они будут опубликованы на сайте.

Артем ГорячкинАртем Горячкин, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram