ГоловнаКультура

Дневник Одесского международного кинофестиваля: день предпоследний

МОСТ-Одесса. 26 июля

В предпоследний фестивальный день секретом мастерства со студентами "Летней школы" ОМКФ делились два мэтра отечественного кинематографа - Кира Муратова и Юрий Мамин.

В ходе прошедших мастер-классов прослеживалась одна интересная тенденция: студенты задавали лекторам такие вопросы, которые оставались совершенно непонятыми. Все на них реагировали по-разному: кто-то старался скрыть и нивелировать непонимание, как Йос Стеллинг и Кшиштоф Занусси, кто-то открыто демонстрировал негодование, как Рутгер Хауэр, а кто-то делал и то и другое поочередно, как Кира Муратова.

"Откуда я беру вдохновение? Знаете, в моем фильме "Мелодия для шарманки" есть такой момент, когда дети обращаются за помощью, а в ответ получают непонятные размышления о том, что они не такие, как надо, что нужно работать над собой. "Поглядите наверх", - говорят им. И вот камера перемещается наверх. А там - всего лишь люстра, а вовсе не небеса. Так вот я беру вдохновение от люстры. Если вы меня спросите о том, как я работаю с актерами - вы меня совсем убьете", - сказала она.

И тут же исправляется: "Не обращайте внимания, спрашивайте что хотите".

И действительно, вне зависимости от темы, в деталях объясняет свое мнение вопрошающему. Она говорит, как думает, ничего не скрывая. "Только собственное виденье и никак иначе. Если молодой режиссер допускает другие варианты, ему не следует заниматься кино", - уверена Кира Муратова.

Честно рассказала она и о своей обиде на организаторов кинофестиваля. На протяжении фестивальных дней зрители могли насладиться ретроспективой фильмов Киры Муратовой. "Короткие встречи", "Долгие проводы", "Астенический синдром", "Увлеченья", "Три истории", "Настройщик", "Два в одном". А вот фильм "Мелодия для шарманки" в программу не вошел. "На Украине этот фильм прошел незаметно, о нем не пишут, не показывают его. Вот и в программу моей ретроспективы его не включили. Мне это обидно. "Он такой грустный!" - объяснили мне организаторы. По их задумке на фестивале все должно быть очень весело. Там есть такой Шпилюк с неестественной улыбкой, так вот его нужно сделать эмблемой фестиваля: "Нам весело! Нам всегда весело! А ваш фильм - грустный…".

В зале Одесской киностудии, где проходил мастер-класс, под музыкальное сопровождение песен Земфиры был показан ролик, смонтированный из фотографий, сделанных на съемочной площадке фильма. Однако форма подобного искусства, т.е. совмещение музыки и фото в некоторую композицию, не понравилась Кире Георгиевне, о чем она опять же открыто сказала.

Форма подачи, по ее мнению - не менее важна, чем содержание. "Чувствовать и уметь выразить это в какой-то форме искусства - далеко не одно и то же. Если зритель не верит - значит это неправда, и наоборот. Иначе бы мы не читали никакой фантастики", - считает режиссер.

Все причины происходящего Кира Муратова находит внутри себя. Но менять свою сущность от этого не пытается. "Вот то, что из меня прет - то я и есть. И я не вижу смысла препятствовать этому", - убеждена она.

О подобных вещах, но слегка в другом ракурсе, рассказал и известный российский режиссер Юрий Мамин.

"Самое главное в фильме - история. Если есть такая история, которая дает пищу для ума и для сердца, то прощаются все технические огрехи. Если же этого нет, тогда приходится делать упор на технику. "Зато, как снято!" - говорят в таких случаях. Но это не оставляет глубокого следа в душе зрителей, оно не меняет их внутренний мир", - утверждает режиссер.

Хорошего кино, по его мнению, становится все меньше. Виной тому, как ни странно, - развитие общества. "Вообще 19 век жил интересней, чем мы. Люди были жаднее до новостей. То, что у нас есть компьютеры и мобильные телефоны, не значит, что мы пришли к уровню развития, к которому человечество шло долго и постепенно. Когда люди переходят на сказочные сюжеты и на бесконечные повторения, то развития не происходит", - с прискорбием констатирует режиссер.

Чужой опыт - это то, что развивает человека, раньше люди получали его в избытке, обсуждая произведения искусства, читая литературу. И это то, чего очень не хватает теперешнему зрителю . "Литература развивает мускулы воображения. Вы учитесь понимать окружающий мир, подспудные причины поступков людей. Вместе с литературными героями человек проживает сотни других жизней. Теперешний же кинематограф, будучи наиболее доступным средством получения информации, рассказывает истории, не заставляя углубляться, думать, сопереживать", - поясняет Юрий Мамин.

Сегодня, когда стает вопрос об экспозиции того или иного плана, стает и проблема изобретения. Чтоб привлечь зрителя, необходимо придумать нечто неординарное. Ведь если все показать сразу, то дальше уже не интересно. У человека психология строится так: пока он не поймет - он не уйдет. Еще одна особенность - склонностью зрителя дорисовывать в воображении упущенные или скрытые моменты. И этим, по мнению режиссера, тоже надо пользоваться.

Но когда у человека нет опыта, он начинаем изобретать колесо. Как же в таком случае можно научиться снимать фильмы? Ответ режиссера прост - только на практике. "Нужно выбрать себе пример для подражания и попытаться его достичь. Иногда нужно просто отключить привычное восприятие и сделать что-нибудь на первый взгляд очень неуместное", - советует режиссер.

"Но когда я спрашиваю своих студентов: что они будут снимать, как они представляют себе свою профессию? Они не могут ответить. К сожалению, кинематограф для большинства молодых режиссеров - лишь перспектива классно оттянутся", - резюмировал Юрий Мамин.

Получается, надежда остается на тех, кто, невзирая на условия техники и качество съемок, пытается донести до зрителей свою историю. Вероятно, за ними будущее?

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram