Резолюция была подготовлена в комитете по международным отношениям сената и зарегистрирована в мае этого года. Его инициаторами выступили республиканец Джеймс Инхоф и демократ Дик Дурбин. К документу прилагается подготовленный партией «Батькивщина» список 54 украинских чиновников, в отношении которых, по мнению оппозиции, должны быть применены санкции, в частности, запрет на въезд в США и арест счетов.
В рядах украинской оппозиции это известие встречено с ликованием. Народный депутат-оппозиционер Остап Семерак на своей странице в Фейсбуке выразил «благодарность всему Сенату США и отдельно сенатором Дурбину и Ингхофу за проявление внимания и поддержку украинского общества, высшее проявление гуманизма в подготовке и принятии резолюции».
Еще более велеречив адвокат Юлии Тимошенко Сергей Власенко. Воодушевленный решением сената, он обрушился с критикой на мидовских чиновников, робко попытавшихся упрекнуть американцев в попытке вмешательства во внутренние дела Украины.
Безусловно, нам надо относиться ко всем подобного рода резолюциям серьезно. Но мы также знаем оценки и Государственного департамента, и Белого Дома. Они немного различаются
Позиция МИДа, на самом деле, не выдерживает никакой критики. Здесь не нашли других аргументов, кроме упрека сенаторов в нарушении демократических процедур в принятии решения: «В связи с этим тяжело серьезно воспринимать документ, принятый прошлой ночью по процедуре, которая со всей дипломатической сдержанностью можно назвать, как минимум, сомнительной. Какими мотивами руководствовались авторы резолюции по Юлии Тимошенко, которые любой ценой пытались обойти протесты других сенаторов по поводу резолюции, и с этой целью поспешно вносили в нее редакционные правки».
Особо следует обратить внимание на замешательство, воцарившееся во властных кабинетах. В кои-то веки с открытой критикой Министерства иностранных дел посмел выступить руководитель соседнего ведомства – МЧС. И хотя Виктор Балога находится в предвыборном отпуске, поскольку баллотируется в одном из мажоритарных округов Закарпатской области, он пока обязанности министра с себя не сложил и в оппозицию не подался, - тем не менее, проехался по внешнеполитическому ведомстве похлеще любого оппозиционера.
Если проект резолюции будет принят в таком виде, как предлагают авторы, Украине, к сожалению, не избежать международной изоляции. Этот документ бесспорно станет сигналом для ряда цивилизованных государств, по примеру США могут также запретить въезд отдельным чиновникам
— Виктор Балога о проекте резолюции Сената США до его принятия
«Со мной не часто такое бывает, но я испытал шок, когда прочитал реакцию нашего МИД на принятую Сенатом резолюцию по Украине. Некая «громикивщина»! Судя по всему, как и бывший советский министр иностранных дел, Грищенко уже может заслуживать прозвище «мистер Ноу». Вообще, в последнее время в отношениях Украины с внешним миром «ноу» стало явно доминировать. Клерки с Михайловской явно подменили своим чиновничьим интересом такую тонкую материю, как дипломатия... Обращает внимание и то обстоятельство, что от сварливой реакции нашего МИДа суть вопроса не меняется. Резолюция Сената принята - это объективная реальность, что бы там не говорили в ведомстве господина Грищенко…»
После этих слов о возвращении Виктора Балоги в министерское кресло не может быть и речи. Но заявления об отставке он не подавал, а на официальном сайте министерства продолжает висеть его улыбчивый портрет.
Может быть, поспешное заявление Балоги, не раз за последние годы сменившего политические взгляды и друзей во власти, свидетельствует о серьезном кризисе, назревающем на Печерских холмах, а резолюция американских сенаторов лишь разбудила в определенных кругах высокопоставленных лиц чувство самосохранения?