На уровне семейного бюджета у европейцев существует своя мотивация: в условиях работающего рынка и стабильно высоких цен на энергоносители, внимание к эффективности потребления энергии стало настолько же естественным, как, скажем, внимание к уровню стоимости продуктов в супермаркете.
Эффект от связки административных и рыночных мер позволяет снижать энергопотребление в жилищном секторе в среднем по ЕС на уровне 1,8% ежегодно на протяжении последних 15 лет. В основном, такие показатели достигаются за счет инвестиций в модернизацию индивидуальных систем теплообеспечения и массового распространения всё более эффективных электрических приборов (класса А+ и А++).
Для сравнения, украинцы в своем большинстве к модернизации системы теплоснабжения собственного жилья не приблизились даже близко – хотя именно расходы на тепло составляют для городских жителей львиную долю коммунальных платежей. Среди текущих «инвестиционных предпочтений» украинских домохозяйств, как показывает статистика использования государственных «теплых кредитов», значатся замена окон (удивительные 67%) и только затем, со значительным отрывом, идут утепление фасада (17%) и замена котлов (13%) в частных домах.
«один из немногих примеров многоквартирного дома в Украине, совладельцы которого провели комплексную термомодернизацию и теперь платят в 2,5 раза меньше, чем их соседи по дому»
Здесь становится ясным, что законодательных предписаний и давления рынка недостаточно для сбалансированного прогресса в повышении энергоэффективности национальной экономики. Нужна доступная качественная информация, живые примеры и здоровая мода. Иначе получается, что если владельцы недвижимости и занимаются тепловой модернизацией своей собственности, то делают это половинчато и без оглядки на технологию (как, например, в случае с «латочным» утеплением фасада многоэтажки, которое скорее повреждает фасад, чем сохраняет тепло).
«пример «латочного» утепления», фото ipress.ua
В Европе недостаток целенаправленной популяризации «энергоэффективных» привычек в какой-то степени компенсируется длительной культурой собственности и относительно широкой гражданской активностью. Однако, при видимом недостатке централизованной популяризации таких практик, о чём заявляют европейские активисты, усилия тамошних национальных правительств и надгосударственных институтов оказываются всё равно на голову выше, чем сегодня у нас.
Речь идет, к примеру, о запуске открытых онлайн-курсов для городских властей по энергоэффективности и энергоменеджменту (E-Learning Program on Energy Efficiency in Cities инициативы ESMAP), внедрении базовых курсов по «энергоэффективным» привычкам в национальные школьные программы, вовлекающая социальная реклама по кабельному телевидению. Энергоэффективность – это, оказывается, круто!
В новой версии отечественной Национальной энергетической стратегии до 2035 года, «сознательное и энергоэффективное общество» определяется в качестве приоритета. Бизнес всё больше приходит к пониманию своей роли в этом процессе. Выскажу надежду, что и государство постепенно сместит свои акценты с популяризации субсидий на популяризацию энергоэффективности.