Выборы в Луганской области по округу №114 можно отметить, как наиболее сложные и грязные.
Более 100 технических кандидатов, а соответственно более 14 тысяч членов комиссии (конечно, прикрытых просто документами с базы страховых компаний или банков). Такие махинации позволяют вовремя делать замены членов комиссий и заменять членов ОВК (как наиболее влиятельных).
Среди основных конкурентов - Лебедев и Шахов. От сюда появляются истории с неправдоподобными фото с избиением главы ОВК в крепко оцепленном войсками и полицией городе. При этом на последней недели Лебедев начал привязывать к своему оппоненту, который не особо уделяет внимание своему пиару в центральных СМИ. Конечно, на этом округе также прогнозируется технология понижения явки (в том числе и военные и провокационные).
Выборы в Чернигове по округу №206
Выборы в Чернигове были изначально очевидны. Микитась изначально решил вкладывать довольно солидные суммы. Система мотивации (или подкупа) уже не нова для этого округа, но тем не менее в сочетании с фоновой кампанией эффективна (что собственно показал пример Березенко). Не мало важно, что от власти идет также технический и заведомо подыгрывающий кандидат. Жаль, что по принципу неограниченного бюджета, может победить и обезьяна на округе. И именно это приводит также к неправильному пониманию политических технологий (как технологии не коммуникации и искажения процесса, чрезвычайного завышения стоимости кампании на один голос). Все эти факторы сводят украинский политический процесс к очередным кризисам и т.д.
Известная структура Атрощенко продолжает продуцировать политиков далеко не нового типа.
Попытка Фирсова сделать «светлую» кампанию с волонтерами сбором средств, конечно, интересна и местами вирусная, но в целом это скорее додавить в + положительному образу.
Это округ также известен и количеством технических кандидатов (не столь как в Луганской области, но более 40 все же зарегистрировалось) для «корректировки» результата.
Выборы в Херсоне по округу №183
Основными оппонентами стали Одарченко и Путилов. Путилов действует в классике административного ресурса и добрых дел за счет областного бюджета. Конечно, при низкой явке и трудовые коллективы и тюрьмы дадут довольно неожиданные проценты по показателям. Одарченко же работает через механизмы сбора подписей в инициативные группы за снижение тарифов (через снижение норм потребления на уровне местного совета и пересчета тарифа местными монополистами) и отмены административной реформы (перспективного плана объединения местных сел – а это ликвидация более 86 процентов сельских советов со всеми далеко недобровольными последствиями). Данная технология эффективна и позволяет вовлекать тысячи людей (а именно уже более 25 000 подписей "за").
Полтава - округ №151
В Полтаве довольно активно проходят выборы между ключевыми кандидатами. Довольно активным можно назвать Богдана от «Батькивщины» на этой территории, агитировать за которого приезжала Надежда Савченко, что не могло не вызвать интерес у местных жителей, узнаваемость повышена, но вот Оппозиционый блок выдвинул Александра Березнянського.
Днепропетровск - округ №27
Довольно неожиданным было решение Оксаны Томчук сняться в пользу Рычковой. Томчук известна работой в правозащитной организации СИЧ, собственно вместе с Андреем Денисенко и тем, что защищала Геннадия Корбана. Почему после заседания политического совета при участии Игоря Коломойского позиция партии снова свелась к тактическим репутационным рискам. Не смотря на положительный образ волонтера Рычковой, всем очевидно, что масштабное финансирование кампании происходит не с волонтерских средств, а вполне при поддержки БПП. При объединении сил исход выборов становиться более понятным.
Этот округ также стал лидером по количеству технических кандидатов –однофамильцев (технологии, которая может добрать от 2 до 4 процентов голосов за счет ошибки при голосовании).
Выборы в Ивано-Франковске по округу №85
Округ родственников и знакомых известен тем, что выдвинут брат Насалыка (нынешнего Министра энергетики) – Сергей Насалык и брат одного из наиболее влиятельных укроповцев Шевченка – Виктор Шевченко. Неплохие шансы имеет и Ольга Сикора, хотя она безусловно уступает за возможности административного ресурса власти и связям Насалыка, а также семейству советников «Буковели».
Волынь - округ №23
Долго велись переговоры о том, кто же будет кандидатами на этом округе. Изначально я напомню, планировали баллотироваться и близкие Еремееву люди – его жена и глава благотворительного фонда.
Кулачок выглядит неплохо – герой, воин АТО, его поддерживает власть, в том числе финансово. На противовес от лояльной к Коломойскому партии Укроп идет Ирина Константинович (не смотря на разговоры о выдвижении Палицы, имеющего большое влияние в регионе).
Всеобщая проблема
Глобальная проблема технических партий и кандидатов. Сегодня не секрет, что бизнес на регистрации политических партий и кандидатов, и в целом продажи потом мест в ОВК и ДВК. Суммы начинаются от нескольких тысяч гривен до несколько тысяч долларов. Часто комиссии просто не могут собраться из-за того, что квоты не заменены, а люди не приходят. Конечно, эта проблема требует и законодательного регулирования, так как существенно влияет на процесс проведения выборов.
Также проблемой является и то, что среди кандидатов (реально претендующих на победу) только некоторые предпочли идти по пути корректных политических коммуникаций и технологий. Большинство использует методы прямого или непрямого подкупа (прямые социальные договора, сети под контроль, подарки и социальные пакеты, благотворительные фонды (под добрые дела и благоустройство), установка счётчиков и котлов, адресная помощь и помощь утверждением, использование средств областных и местных бюджетов для агитации (прямой и непрямой) и это еще далеко не полный перечень понятных нашим кандидатам "технологий".
Хочу еще раз напомнить, что политические технологии и грамотный социальный инжиниринг нужен тогда, когда есть соревновательность, соревновательность идей и программ. Когда кандидат искренне хочет донести определенные идеи, когда он обрел деньги в реальном секторе экономики, он реально рационально подходит к процессу агитации. Когда же деньги приходят немного легче или не свои, тогда появляется куча непонятных и некомпетентных специалистов, название бюджета и масштабный подкуп. Это забавно так, как весь мир переходит к критерию меньше ресурса и эффективнее коммуникация, к учету своих избирателей и симпатиков, к постоянному контакту с ними, к вовлечению и совместной реализации адвокационных и политических кампаний. Тем не менее наша незрелая демократия пока пользуется другими, более понятными технологиями. Это большая проблема, ведь метод работы диктует метод управления в дальнейшем, а соответственно и тип государственной политики.