Со стартовавшей в понедельник сессией ПАСЕ у оппозиции были связаны особые надежды. Задача-максимум противников Виктора Януковича – добиться введения санкций против Украины. «Секретное оружие» оппозиции по имени Евгения Тимошенко энергично курсирует по Европе, убеждая тамошних политиков в необходимости наказать Украину. Вот и верь после этого Евгении Александровне, утверждавшей, что она не собирается заниматься политикой. Видимо, и в Страсбург она залетела совсем случайно, по пути из одной из модных столиц.
Не секрет, что Европейская Народная партия постарается продолжить линию по замораживанию отношений с Украиной. Активисты ЕНП выдают уже привычную порцию критических стрел в адрес нашей страны. Их стремление поддержать союзника – Юлию Тимошенко – по-своему заслуживает уважения. Правда, как-то не слышно из уст «народников» на европейском уровне критики в адрес вице-президента ЕНП и лидера венгерской партии ФИДЕС Виктора Орбана, который создал в стране такое законодательство, что Янукович рядом с ним кажется белым и пушистым как зайчик в «Межигорье».
Свою лепту в понижение позиций Украины внесли и лидеры оппозиционных фракций – «фронтовик» Николай Мартыненко и бывший генерал СБУ Кожемякин. Они отправили в ПАСЕ письмо с просьбой приостановить полномочия украинской делегации в ПАСЕ. Причины – смена фракционной принадлежности несколькими ранее делегированными от БЮТ-«Батькивщины» делегатами. Качества «прекрасной команды» профессиональных «сердечников» уже стали притчей во языцех, но совместное письмо Мартыненко-Кожемякина выглядит жестом отчаяния. Им лучше было бы командировать в Страсбург Арсения Яценюка, допустим, верхом на Виталии Кличко (если бы тот согласился прервать подготовку к очередному поединку). Пусть бы главный «фронтовик» рассказал в ПАСЕ о ситуации в стране. Вот тогда бы это было эффективное политическое шоу. Но Арсений Петрович предпочитает побывать в Давосе, поэтому привыкшие к украинским политическим разборкам европейские политики на письмо лидеров «НУНС» и БЮТ-«Батькивщины» отреагировали без энтузиазма, разве что призвали сменить в перспективе состав делегации.
Власть в ответ зашла с неожиданного козыря, заменив Сергея Головатого на посту члена Мониторингового комитета ПАСЕ на Юлию Лёвочкину. Сергей Петрович, конечно, оскорблен в лучших чувствах, но он, как профессиональный юрист, отлично знает: уже оказанная услуга ничего не стоит. Лёвочкина может некоторым образом заменить Тимошенко для европейских политиков: она неплохо владеет английским, очевидно вхожа в коридоры власти (брат – глава президентской администрации), а романтические отношения с депутатом-бютовцем Виталием Чудновским добавляют очков в восприятии европейцами. Для сестры главы АП новая ипостась является серьезным испытанием на политическую зрелость, настоящим боевым крещением. Вряд ли Юлия Владимировна сразу затмит свою «сердечную» двойную тезку, но и отмалчиваться не станет.
Избрание Юлии Владимировны (Лёвочкиной) – предмет особого разочарования Григория Немыри. Личный посланник Юлии Владимировны (Тимошенко) приложил максимум усилий, чтобы «приостановить Украину». Помнится, несколько лет назад лидер «Батькивщины» призывала «остановить Россию», но сегодня приоритеты поменялись. Бурная активность Немыри, использующего как таран Тимошенко-младшую, снова не приносит ожидаемого результата, натолкнувшись на эффективное, пусть и непубличное противодействие украинских дипломатов. Ударом под дых личного дипломата Тимошенко стало публичное опровержение Генсеком Совета Европы Торбйорном Ягландом якобы сказанных им слов о «вопиющей ситуации в Украине» в ходе встречи с Евгенией Тимошенко. Возможно, война все спишет, но так подставлять уважаемого в Европе чиновника просто самоубийственно. В Европе таких шалостей не прощают даже заслуженным оппозиционерам. Никогда не работавший в МИДе Григорий Михайлович, похоже, пока не смог осознать, что в дипломатических кругах существуют свои неписаные правила. И реверансы со стороны официального Киева не остались незамеченными представителями других европейских стран, которые смогут отплатить той же монетой.
Пожалуй, главная интрига: как отразится на ситуации с Украиной смена президента ПАСЕ: Мевлута Чавушоглу сменил француз, представитель ЕНП Жан-Клод Миньон. С одной стороны, новый президент должен со всей партийной непримиримостью проводить линию на критику Украины, с другой – начинать свою каденцию с жесткого заявления хочется далеко не каждому политику. Поэтому вряд ли резолюция ПАСЕ будет жестче, чем последняя резолюция Европейского парламента по ситуации в Украине. На этот раз Киев получит баланс кнутов и пряников, поскольку в Европе понимают: отталкивать Украину в нынешней геополитической ситуации недальновидно.