В противовес первым “Мстителям”, у которых была довольно-таки продолжительная завязка (на радость поклонницам Тома Хиддлстона), “Эра Альтрона” стартует довольно бодро. Уидон начинает, как будто бы зритель находится во вселенной фильма уже давно и должен быть в курсе происходящего. На экранах - лес возле замка, где остатки злобной группировки “Гидра” проводят эксперименты со смертельным оружием. В качестве такого оружия предстают и два новых супергероя - Пьетро (Аарон Тейлор-Джонсон) и Ванда (Элизабет Олсен) Максимоффы - соответственно, Ртуть и Алая ведьма.
Но как “Гидра” и Максимоффы не являются единственными антагонистами в фильме, так и Мстители не являются основными протагонистами. Руками Тони Старка и доктора Беннера Мстители создают главного своего врага, имя которого вынесено в название фильма. Альтрон - сверхмощный искусственный интеллект, созданный для обороны Земли, но в итоге переосмысляющий свою первоначальную функцию и стремящийся уничтожить все живое и, перво-наперво, собственных создателей. Это олдскульный антигерой, которому поначалу симпатизируешь больше, чем героям, потому что он, в отличие от многих из них, забронзовевших в собственной крутости, наделен остроумием и способностью к критическому мышлению (которое, впрочем, не мешает ему быть извергом).
Впрочем, и сами Мстители в фильме слеплены таким образом, чтобы показать их человеческое нутро: Тор боится, как бы у него не отобрали звание бога, Черная вдова влюбляется, Брюс Беннер переживает очередной кризис, Тони Старк превращается в доктора Франкенштейна. Только у Капитана Америка, кажется, все, более-менее в порядке: все его близкие давно умерли, и никаких привязанностей, кроме как любви к родине, у него нет. Мало того, Мстители становятся до того человечными, что не могут справиться со своими недругами: те в своей антигуманности постоянно находят лазейки для того, чтобы одолеть Старка и Ко.
Другими словами, все жутко устали, и Джосс Уидон в том числе - о чем он не преминул упомянуть на одном из показов. Когда будут следующие “Мстители”, пока неизвестно, ясно только, что третья часть будет разбита на два фильма, и Уидон не будет снимать ни один из них.
Возможно, это и к лучшему, потому что сага о “Мстителях” определенно нуждается в перезагрузке. Очевидно, что и сам Уидон это прекрасно осознает: он слишком умело смастерил мифологическую вселенную, в которой уже сложно что-либо изменить. Когда вы увидите финальные титры “Эры Альтрона”, вы поймете, о чем речь. Будучи умным режиссером, снимающим, не побоимся этого слова, авторский мэйнстрим, Уидон запихнул в “Эру Альтрона” все, что только можно, включая забористые клише, вроде приема deus ex machina (в буквальном, практически смысле), “бога из машины”, который выскакивает в самый подходящий момент и решает все проблемы. Зачем он это сделал - одному Тору известно, нам остается лишь строить догадки: возможно, Уидону так понравилось снимать камерные фильмы (мало кто знает, что аккурат между “Мстителями” он снял “Много шума из ничего”), что он решил завязать с аттракционами таким вот помпезным фильмом. Возможно, “Эра Альтрона” - прощальная песня Уидона с большим кино. Нам остается только позавидовать режиссеру и его умению вовремя остановиться - и пожелать того же Кристоферу Нолану, конечно.
Как бы то ни было, “Эра Альтрона”, эта перенасыщенная двухсполовинойчасовая попытка экстраполировать модели древнегреческих мифов на вселенную Марвел, открывает большой сезон, а возможно, и серию сезонов блокбастеров. То, что Уидон мог задумать в качестве забавной шутки, другие могут воспринять серьезно и, как это принято в Голливуде, повторять до тех пор, пока не начнут падать кассовые сборы. С учетом того, какими гигансткими шагами Марвел топчется по кино- и ТВ-индустрии (бедняги DC Comics, когда они уже придут в себя?), опыт “Мстителей” будет переноситься из фильма в фильм.
В прокате с 23 апреля