ГоловнаБлогиБлог Дарьи Бадьёр
Спецтема
Каннский кинофестиваль

Канны-2012. Финишная прямая

Сегодня - последний день официальной конкурсной программы. Вечером раздадут призы в «Особом взгляде» и покажут прессе фильм-закрытие фестиваля - «Тереза Д.» французского режиссера Клода Миллера. Вчера вечером и сегодня утром показали два последних конкурсных фильма - корейский «Вкус денег» и американский «Мад».

В определенном смысле оба этих фильма подытоживают Канны, окончательно придавая форму сложившимся в этом году тенденциям. По всей видимости, Канн продолжает настаивать на некой элитарности группы тех режиссеров, которые попадают в лайн-ап на этом фестивале. Практически все участники нынешнего конкурса уже были представлены не только в программах Канн, но и даже в основном конкурсе. Канн продолжает формировать режиссерский пул, представителей коего, очевидно, планируют прописать на набережной Круазетт навечно.

Только этим можно объяснить появление в конкурсе такого фильма, как «Вкус денег» корейского режиссера Им Сан Су. Два года назад он уже был представлен в конкурсе - с римейком фильма «Служанка», который, впрочем, ничего тогда не получил. В этом году даже сам режиссер удивлен, почему его взяли в Каннский конкурс. Но естественно, удивлен он это совсем по другой причине, чем я и многие журналисты, уходившие со вчерашнего показа в смятении.

Очевидно, «Вкус денег» планировался как общественная сатира и изобличение корейской модели капитализма - огромные сейфы, напичканные деньгами, богатый дом, напичканный представителями самой богатой семьи в Корее, жестокие методы защиты семейного бизнеса, ну и все в таком духе.

При этом все подается с таким мелодраматическим душком, от которого скулы сводит в зевоте. Противостояние «плохие капиталисты vs. молодые идеалисты» не удалось - представители обеих групп назначались режиссером, ни много, ни мало, персонажами Шекспира и Бальзака. Как правило, подобные сравнения срабатывают уже пост-фактум, а объявлять себя Шекспиром, выписывая всех без исключения героев фильма в сценарии, который годится, пожалуй, лишь для ограниченного регионального проката - немного странная стратегия для режиссера-участника Каннского конкурса.

Тем не менее, «Мад» американского Джеффа Николса сгладил оставшееся после вчерашнего впечатление. Это мальчишеская драма о двух друзьях, помогающих сбежавшему преступнику воссоединиться со своей возлюбленной. Чистый Марк Твен, о чем Джефф Николс упоминал и в интервью, и на пресс-конференции. Марк Твен плюс фильм «Пустоши» Терренса Малика (Николс сказал, что это для него - фильм №1) - получился «Мад», ладно сделанное и очень душевное кино о дружбе, любви и о том, что «и тропинка, и лесок, и в поле каждый колосок».

Беглец Мад в данном случае (Мэтью Макконахи, как правильно кто-то отметил на пресс-конференции - открытие этого фестиваля) - и есть этот самый колосок, некий дух природы, что ли, который помогает двум 14-летним ребятам - Эллису и Неку - немного разобраться в том, что такое человеческие отношения. В свою очередь, ребята помогают ему - обнаружив его прячущимся на одном из островов реки Миссисипи, начинают приносить ему еду, а затем - материалы для починки моторной лодки, на которой Мад планирует уплыть со своей любимой (Риз Уизерспун).

Любимая, тем временем, отчаянно напоминает героиню Николь Кидман из «Газетчика» - южноамериканская провинциальная королева школы, которая не знает, чего хочет. У нее уже было несколько неудачных романов - настолько неудачных, что пора бы уже и остановиться и перестать себя мучить, но не все так просто.

В целом, «Мад» - довольно воодушевляющее кино, реакция журналистов после пресс-показа была почти такой же бурной, как после «Священных моторов» Леоса Каракса. По настроению немного напомнило «Гигантов» бельгийского режиссера Були Ланнера, также представленного в Каннах в прошлом году в одной из параллельных секций (украинские зрители могли видеть этот фильм осенью на «Молодости»). По всему видно, что англоязычная программа (назовем смесь американских, канадских и британских фильмов так) на Каннах-2012 - наиболее ровная и менее разочаровывающая, нежели остальная часть лайн-апа.

Журнал Screen почему-то перестал выходить и сказать, кто является новым фаворитом по его версии нельзя. Большинство журналистов сходятся на том, чтобы «Золотая пальмовая ветвь» ушла Караксу, но учитывая то, что главой жюри является Нанни Моретти, главную награду Каннского кинофестиваля могут отдать Михаэлю Ханеке, или даже Сергею Лознице.

Как бы то ни было, результаты работы главного жюри мы узнаем уже завтра - около 8 часов по Киевскому времени. Завтра же я попробую наверстать то, что пропустила за первые дни - в Каннских залах будут прогонять всю конкурсную программу.

В завершение этого дневника - фотографии с пресс-конференции фильма «Мад»:

Журналисты ждут участников пресс-конференции
Фото: Дарья Бадьёр
Журналисты ждут участников пресс-конференции

Риз Уизерспун, Джефф Николс, Мэтью Макконахи и Тай Шеридан
Фото: Дарья Бадьёр
Риз Уизерспун, Джефф Николс, Мэтью Макконахи и Тай Шеридан

Исполнители главных ролей в фильме и режиссер (посередине)
Фото: Дарья Бадьёр
Исполнители главных ролей в фильме и режиссер (посередине)

Фото: Дарья Бадьёр

Рядом с Мэтью Макконахи сидит исполнитель главной роли Тай Шеридан. Он уже второй год подряд в Каннах - в прошлом году молодой
актер приезжал в составе команды фильма "Древо жизни", где он сыграл героя Шона Пенна в детстве.
Фото: Дарья Бадьёр
Рядом с Мэтью Макконахи сидит исполнитель главной роли Тай Шеридан. Он уже второй год подряд в Каннах - в прошлом году молодой актер приезжал в составе команды фильма "Древо жизни", где он сыграл героя Шона Пенна в детстве.

Фото: Дарья Бадьёр

Риз Уизерспун очень трогательная - рассказывала о том, что для нее съемки в этом фильме были как возвращение домой
Фото: Дарья Бадьёр
Риз Уизерспун очень трогательная - рассказывала о том, что для нее съемки в этом фильме были как возвращение домой

Дарья Бадьёр Дарья Бадьёр , Редактор раздела "Культура", кинокритик
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram