Проблема заключается в другом – парламента в Украине не существует. Причем, случилось это достаточно давно, с укреплением финансово-промышленных групп и расширением «круга избранных». Теперь же общеизвестно, что Верховная Рада Украины – никакой не парламент и не высший представительский или законодательный орган: это – исполнительный орган Администрации Президента Украины и Кабмина. Законопроекты депутатов могут пылиться в аппарате Верховной Рады месяцами и годами, особенно оппозиционные, правительственные и президентские – проталкиваются практически незамедлительно. Причем, обсуждения или прения, поправки и предложения стали в последние годы ненужной формальностью, из-за которой законоприемочный процесс не останавливается, а законоштамповщики не отвлекаются на мелочи. В политическом плане в Верховной Раде уже долгие годы царит идиллия: если власть предлагает какие-либо инициативы, оппозиция никоим образом не поддерживает их, пусть даже внесением поправок или предложений, и наоборот. Таким образом, даже благие намерения и хорошие вещи проваливаются или «кладутся под сукно» из-за того, что их инициатор не угоден правящему в то или иное время режиму.
На постсоветском пространстве (это проблема не только Украины) нет и политических партий, как таковых. Партии являются движущими силами политической демократии и основой общественно-политической деятельности, но украинские партии – это ловкий симбиоз бизнеса и общественных организаций, целью которого является не достижение гражданского согласия и формирование будущего порядка развития страны, а захват власти для обогащения, передела и закрепления собственности и кратковременных выгод. Поэтому все тенденции выборов только по партийным спискам, какими бы они ни были, являются заведомо проигрышными для государства, так как в Украине не существует ни одной партии в ее классическом виде, и ни одна партия не финансируется ее членами посредством взносов, как того прямо требует законодательство. Пропорциональные выборы – соперничество кошельков и автопарков, а не идеологий и философий и программ.
Другая немаловажная проблема – высший законодательный орган Украины с самого начала представляет собой корабль без парусов. В государстве, где основная проблема 20 лет кряду не выживание и развитие, а передел собственности и власти, законодательная ветвь власти с момента создания оказалась заложницей обстоятельств, принятых собою же законов и разногласий между руководителями высшего звена. Орган, который должен быть источником законодательного обеспечения расцвета и укрепления, стал органом узаконивания беспредела, хаоса и бесправия.
В Украине, как и в большинстве постсоветских стран, нет стратегии развития. Нет перспективного плана и желания его выполнять. Народ устал от постоянных дрязг и непрекращающегося гнета государства, хотя, по правде говоря, актуальным до сих пор является монолог Михаила Жванецкого «Государство и народ», где показано, что оба субъекта живут в разных измерениях и плоскостях, а их интересы и заботы практически не пересекаются.
Украинцы устали от выборов, когда нет выбора. Дряхлеющие «красные директора» и отъедающиеся их потомки, «мажоры», преступники и презрительно малое количество профессионалов, которым стыдно называться народными депутатами Украины – вот лицо Верховной Рады Украины, которое не меняется последние 15 лет.
Смешанная избирательная система сегодня выгодна всем политическим силам - и власти, и оппозиции, так как ни одна политическая сила сегодня не имеет рейтинг выше 15%.
Однажды Рузвельт сказал, что многие нации могут отринуть демократию и ее институты для того, чтобы чувствовать себя защищенными и сытыми. Украинцы, как никто, воплощают эту фразу американского президента. Да, огромнейший потенциал был и остается в Украине, но бизнес бежит отсюда из-за драконовских законов и фискальной политики; инвестиции не придут из-за всеобщей коррумпированности, отсутствия законности и активного использования «телефонного права»; молодые специалисты, которые могли бы послужить стране, не нужны; а развитие науки не является приоритетным ни для кого, кроме Национальной академии наук. Среднестатистическая семья едва сводит концы с концами и не имеет возможности ни поехать на море летом, ни купить что-то большое для дома. В свете этого, народу в своем большинстве абсолютно все равно, кто придет к власти. Главное для украинцев – чтобы не стало хуже, а на лучшее уже просто никто не надеется.
Если в западных странах доминирует состязание идей, то в постсоветских странах – борьба личностей за право перераспределить собственность и власть. В демократиях западного образца избирателей интересует стратегия, поэтому появляются феномены Паликота в Польше, Пиратской партии в Германии и тому подобное. В Украине же избирателей интересует лишь кратковременный театр, абсолютно отрешенный от реальности и не направленный на стратегическое развитие. Поэтому и политики, ориентируясь на спрос, создают соответствующее предложение. Ни больше, ни меньше. Кому интересны философские размышления и далеко идущие планы модернизации и инновации, если курс доллара растет, китайских товаров все больше, работа становится низкооплачиваемой и труднодоступной, а качество еды и воды падает все ниже и ниже? Образование, некогда бывшее лучшим, сейчас становится сродни китайским товарам, а медицина, ЖКХ и промышленность, оставшиеся в наследство от Советского Союза, представляют собой старый вагон эпохи раннего Брежнева, который отцепили от состава и бросили.
Фальсифицировать будут "мажоритарщики". Политические силы выборами почти не занимаются. На каждом мажоритарном округе есть люди, которые вбухали кучу денег в избирательный процесс. Когда они увидят, что они не выиграют, то начнут подкупать комиссии и делать все что угодно
— Александр Черненко, Председатель Комитета избирателей Украины
Но никто из украинских топ-политиков, которые, несомненно, являются умными и понимающими, не осмеливается сказать народу то, что народ и так давно знает: государство фактически висит на волоске и ничего, что может его реанимировать, ни один из политиков сделать не в силах. Проблема не в путях решения – все они были в западных странах и видели, как это можно сделать и как можно остановить разложение. Но никто из них этого не то, что не сделает, но даже и не предложит. Ответ прост – это никому не нужно.
Различные темы, активизирующие публику и заставляющие ее на момент вспоминать о политиках, – языковой вопрос, запрет пропаганды гомосексуализма, клевета, зона свободной торговли с СНГ и т.д., – все это лишь отвлекающие и привлекающие маневры одновременно. Отвлекающие внимание от того, что существенные вопросы не решаются, а жизнь становится хуже, привлекающие – о политиках вспоминают, и они получают возможность лишний раз попасть в экран телевизора, который является для большинства украинцев единственным средством информации, которому они доверяют. Нужно при этом заметить, что такими поводами пользуются и злоупотребляют как власть, так и оппозиция. Однако, если власть последние два года ведет жесткую зачистку всех сторон и сфер жизни, то оппозиция лишь проигрывает с самого начала президентства Виктора Януковича.
«Харьковские соглашения» Януковича-Медведева, Налоговый кодекс, арест и тюремные сроки Юлии Тимошенко и Юрия Луценко, совместное голосование закона о выборах, принятие «языкового» и сотни других законов, которые проталкивала власть, а оппозиция не смогла противостоять – все это поражения политиков, которые не учатся на своих ошибках. Более того, из-за неспособности оппозиционных сил предъявить новые лица и новые идеи, народ разуверился в способности оппозиционеров предложить альтернативную программу развития. Ни одна митинг или другое массовое мероприятие, собираемое оппозиционными силами, уже не является движущей силой в переговорах и торгах, в принятии или отмене решений. Многие протестные акции заканчиваются неудачами именно потому, что сами политики не могут их довести до конца, а политические цели слишком узки и недальновидны, чтобы их поддержали широкие слои населения. Зачастую, даже самые активные протесты не продолжаются больше месяца, потому что в конечном итоге сами политики просят «свернуть акцию и сосредоточится на дальнейшей работе».
Нельзя, однако, отрицать, что в списках и в мажоритарных округах есть достаточно людей, выдвинутых оппозицией, которые являются профессионалами и отличными людьми. Но их масса не критична и даже их трезвомыслие в будущем созыве Верховного Совета Украины обречено на забвение из-за других тактических задач. Это легко проверить хотя бы на содержании программ ведущих политических сил: ни в одной из них не говорится о стратегии развития на ближайшие 10-15 лет, ибо временщики не могут предположить, что народ их оставит при власти дольше 5 лет. Поэтому и приоритеты направлены на «проедание» и истощение ресурсов страны, а не на развитие, созидание и создание нового, инновации и привлечение инвестиций.
В нынешней политической кампании есть всего лишь несколько людей моложе 30 лет, да и те – «золотая молодежь» или вовремя вскочившие на «подножку уходящего поезда» авантюристы. Все это признаки того, что изменений не будет, ведь только новые люди могут предложить качественно новые идеи и не быть обязанными никому. Но из-за имущественного ценза и массы искусственных преград для молодых людей в законе о выборах, который поддержала и власть, и оппозиция, новым идеям никогда не пробиться в Верховную Раду. Что ж, может оно и к лучшему – зачем тратить свои силы, энергию и молодость там, где ничего не изменить и где процесс гниения развивается в геометрической прогрессии? Возможно, нам всем стоит стать в стороне и подождать, пока этот «колосс на глиняных ногах» разобьется сам? Только вот будет ли кому потом строить будущее на его обломках, коль это будущее не хочет жить в такой стране и с таким «парламентом» и верховной властью?