Ну и была наша любимая учительница русского языка и литературы Элла Наумовна Новицкая. Ей было не больше двадцати пяти, и она была не просто учителем, но и другом нашего класса. Мы пили чай в ее квартире на улице Тычины, разговаривали на все темы, играли с ее маленькой дочерью. Ее муж-фотограф смирился, что их дом иногда превращался в шумный клуб. В наше время уже никто не принято делить с учениками и нерабочее время. Но в эти паузы мы получали не меньше, чем на уроках. Может быть, это были уроки доброты? Щедрости?
В памяти сохранились несколько эпизодов. Мы с другом и Эллой Наумовной шли на репетицию выпускного вечера. Шли втроем по Дарницкому бульвару к школе. Проходили мимо группы людей. Они толкнули моего хрупкого сложения друга. Элла Наумовна сделала замечание, тогда один взял и двинул ее в нос. Я полез в драку. А я уже тогда мечтал о десантных войсках, готовился, умел драться. Я получил, ну и они тоже получили. Идем втроем с разбитыми носами. «Наверное, люди думают, что ведут какую-то проститутку», - вздохнув, сказала Элла, сокрушенно и искренне. Мы зашли в сквер (позже там построили Дарницкий универмаг) и умылись.
Я глубоко убежден, что высокообразованный преподаватель, который владеет передовыми научными методиками, закладывает фундамент будущего государства. Нам очень приятно, что в нашей стране есть такие учителя
Я поступил в Рязанское военное училище, и сочинение написал на «пятерку». Учитывая, что тогда за две неправильно поставленные запятые могли поставить «трояк», я воспринял оценку, как триумф. А Элла Наумовна сказала: я всегда знала, что ты напишешь сочинение на «5».
Из Рязанского училища я ушел. Военное начальство не отпустило меня в Киев на похороны друга, которого убили в Афганистане. Сработал юношеский максимализм: все равно поеду - пришлось уйти. Меня забрали в армию. Я попал в учебный полк ВДВ. Стрельба, ориентирование, картография, радиосвязь, думаю, что я получил «пятерки» именно потому, что школьные учителя воспитали во мне навык учиться. Потом я улетел в Афганистан. Писал письма матери и Элле Наумовне. А она читала их вслух в своем классе. А потом копировала и исправляла ошибки. Я получал в армию короткий ответ от нее и копию своего предыдущего письма с указанием ошибок. «Учись писать грамотно», - добавляла она в конце и ставила оценку. «Составляй сложные предложения», - ставила она резюме в следующем письме. И однажды я получил от нее ответ: «Твердая «петярка» с плюсом»
Мужчины не очень сентиментальны, но оттого, что она в Киеве нашла копировальную машину и копировала мое письмо, чтобы править ошибки на душе становилось тепло. Тридцать лет назад ксероксов у нас еще не было, сделать копию было проблемой. Копировальные машины стояли в специальных ведомствах и научных институтах. Она каким-то образом нашла копировальный аппарат, чтобы проверять письма. Думаю, что истинный учитель, это – призвание. Миссия. Элла, выпустив нас в мир, не считала свою миссию оконченной. Она продолжала следить за нами. Она не хотела, чтобы ее ученик терял грамотность. И она старалась, чтобы он не терял силы духа. Элла Наумовна давно уехала из Украины. Но по праздникам я набираю ее номер. Позвоню ей на День учителя. Потому, что есть учителя ради которых хочется совершать поступки. Которых невозможно забыть. И которых нельзя переоценить. С Днем учителя!