Это прекрасно понимают и на Западе, и в России. Думаю, они разыгрывают несколько сценариев, ни один из которых нам не поможет. Что делать? В принципе, решения лежат на поверхности, однако, как показывает жизнь, против них олигархат и ряд иностранных государств. Но, как офицер с высшим военно-политическим образованием и магистр банковского менеджмента, смею утверждать, что давно уже надо было вводить военное положение с построением новой экономической модели. Медлить нельзя. Промедление в принятии этих решений смерти подобно.
Итак, что у нас впереди, как будет дальше жить экономика Украины в это тяжелое во всех смыслах кризисное время? Думаю, для получения ответа на этот вопрос надо смотреть на украинских политиков: они способны нанести национальной экономике наибольший вред (хотя, возможно, и пользу). Как ни горько это признавать, но самая большая проблема Украины в том, что бремя принимать ключевые решения несут на себе политики, которые не очень способны это делать. И, к сожалению, до сих пор политические лидеры не хотят поделиться с обществом своим виденьем развития экономической ситуации в Украине в текущем году.
Особенно в эти дни не достает государственной идеологии. А без нее невозможно людям понять, какие у власти стратегические цели и ориентиры будущего общественно-экономического развития Украины. Какую мы хотим построить социально-экономическую модель в глобальной системе международного разделения труда? Будет ли поставлен во главе реформирования человеческий капитал?
Без ответов на эти злободневные вопросы мы, сорокамиллионное украинское общество, точно не сможем объединиться и тем более не сможем выиграть битву на мировой арене. А ведь у нас уже взрываются снаряды и свистят автоматные очереди при рекордных обвалах практически всех макроэкономических показателей. Период расцвета украинского олигархического капитализма резко перешел в жестокую стадию горячей войны. Итак, какое же нас ждет будущее?
Вероятнее всего, наше правительство и в этом году будет пытаться стабилизировать экономическую ситуацию через дальнейшее ослабление гривны при достаточно высокой инфляции. Хотя, по-моему, у нас в стране это делать через разгон инфляции уже просто невозможно. Нужны структурные экономические реформы. Более того, курс гривны будет и дальше снижаться, и инфляция будет расти. Да и международные рейтинговые агентства продолжат повышать наши суверенные риски.
Но, одно дело рейтинг, а другое – состояние экономики и дефицит бюджета. Это как два арбуза на одной ладони. Поэтому, можно ли вводить меры экономии и одновременно пытаться стимулировать экономический рост? Думаю, уже нет сомнений, что нас ждет в ближайшее время довольно существенный спад, в рамках которого вероятно и будут зарождаться новые системы и схемы выхода из этого структурного кризиса. А также нам предстоит найти ответы на главные вопросы: какие наши возможности, и какими будут наши действия?
Одним из таких действий вижу движение по расширению экономического пространства. А это – интеграция в Евросоюз. Для этого потенциал у экономики Украины есть, но потенциал и реалии – это, как говорят в Одессе, две большие разницы или четыре маленькие. Серьезное до 9% падение ВВП Украины, 100% девальвация гривны и почти 25% уровень инфляции спровоцировали в прошлом 2014 году четвертое - массовый отток капитала из страны. И когда, наконец-то, АП, ВРУ, НБУ и финансово-экономический блок Кабмина попытаются на деле, а не словесными интервенциями удержать дальнейшее понижение этих макроэкономических показателей? А клубок проблем становится всё масштабнее.
Это при том, что рецессия в 2015 году будет более жесткой. Однако, нам надо не только выходить из кризиса, а и еще менять структуру украинской экономики. Но таких изменений мы точно не проведем без государственных инвестиций, в частности, на принципах государственно-частного партнерства. А еще надо срочно провести инвентаризацию нашего научно-технического потенциала, разделив его на три части: 1) ту, которую еще можно приблизить к международным стандартам; 2) ту, которую еще можно поддерживать «на плаву»; 3) развивать из соображений национальной безопасности.
А еще есть куча проблем, связанных с развитием стратегически важных отраслей в период ведения АТО на востоке Украины, укрепления безопасности и т.д.. Все это собрать вместе, безусловно, не так просто, а вернее – очень трудно и сложно будет в 2015 году. И когда Арсений Яценюк представлял Программу Уряду в ВРУ, он должен был акцентировать внимание министров и народных депутатов на том, что, прежде всего, нужно сформировать новую экономическую политику. Ведь без проведения комплекса системных реформ никакие конкретные маленькие шаги (будь-то шаги НБУ, Минфина или Минэкономразвития) не помогут, и мы по-прежнему будем находиться в рецессии.
Дальше будет только хуже. Поэтому нужны серьезные меры, которые создадут в этом году коридоры для развития малого и среднего бизнеса. Но при этом нам также надо ограничивать посредничество и валютные спекуляции, развивать человеческий капитал, обеспечивая максимальную государственную поддержку и совместные инвестиции на принципах государственно-частного партнерства. А власти должны обслуживать эту экономическую систему. Вот если президент, премьер-министр и парламентская коалиция в 2015 году не примут шагов, которые позволили бы создать новую экономическую парадигму, Украина будет и далее оставаться в том же монопольно-олигархическом пространстве.