Кто сможет рассчитывать на благополучную старость?

Сегодня дефицит пенсионных фондов – беда не только украинская. В Европе доля социальных расходов в ВВП уже превысила 23%. Через полвека она увеличится до 30%. В том числе, за счёт роста пенсий. Платить по старости будет всё тяжелее и тяжелее. Если не изменится законодательство, то по прогнозам ЕС, почти 2,95 пенсионера будет приходиться на одного жителя Европы, который делает накопительные взносы. Это колоссальная проблема.

Фото: Виталий Головин

Вот и нынешняя украинская система пенсионного обеспечения не жизнеспособна, считают многие эксперты. Несмотря на предыдущие реформы, она была лишь слегка модернизирована, но осталась по сути дела советской. Создать сбалансированную пенсионную систему, несмотря на все попытки, не удалось до сих пор ни одному Уряду. Поэтому, например, и на этот 2014 год Кабинет Министров Украины утвердил бюджет ПФУ с дефицитом 18,1 млрд. гривен. Замечу, доходы Пенсионного фонда составляют 233 млрд. грн. (с учетом денег, оставшихся с 2013 года, которые были отложены для финансирования в первых числах января), а расходы - 249 млрд. гривен. Разница, естественно, покрывается за счет ассигнований из государственного бюджета.

И это притом, что по последним данным на 1 января 2013 года в Украине насчитывалось 13639700 пенсионеров. Большинство из которых, а именно 10501400 пенсионеров, получает пенсию, средний размер которой составляет всего лишь 1464,33 гривен. Вместе с тем определенные категории населения, имея значительно меньший трудовой стаж, получают в разы выше пенсии.

Итак, какой выбор сделает действующая власть? Напомню, постоянный дефицит Пенсионного фонда тормозит продолжение пенсионной реформы. А ведь следующим этапом пенсионной реформы должна была стать накопительная система пенсионного обеспечения. Ее внедрение планировалось еще на начало 2013 года. Однако, до сих пор в Украине действует солидарная пенсионная система, когда работающие обеспечивают пенсионеров. И все мы видим, что она функционирует плохо, о чем свидетельствует огромный дефицит Пенсионного фонда Украины. Но, согласно Закону о пенсионной реформе, перечисление пенсионных взносов в Накопительный пенсионный фонд (для формирования пенсионных накоплений) будет введено лишь после того, как будет обеспечен бездефицитный бюджета Пенсионного фонда.

Поэтому приходится констатировать, что пока предыдущая власть сделала только первый шаг, повысив возраст выхода на пенсию для женщин до 60 лет. Выходит, что увеличение пенсионного возраста и снижение пенсионных выплат в обязательном порядке стало частью любого антикризисного пакета мер. Вот только несколько цифр. Аргумент, что женщины заработали себе на пенсию, звучит очень по-джентльменски, но с экономическими реалиями имеет мало общего. Украинские женщины на пенсии находятся в среднем 25 лет, тогда как британки – только 23 года, немки – 21, польки – 22, американки – 18 лет. Только француженки находятся на пенсии на год дольше, чем украинки. Мужчины Украины находятся на пенсии 3.5 года на каждых 10 отработанных лет, то есть примерно столько же, как и в других странах (Англия – 3.5; Италия – 3.8; Польша – 3.1; США – 3.2).

Где еще искать деньги на пенсии? Правительство, к примеру, рассчитывает в этом году на 9 млрд. грн. дополнительных поступлений от операций по покупке валюты (сборов на обязательное пенсионное страхование по ставке 0,5% от суммы сделки). Правда, глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева считает, что нужно отменить 0,5%-ный сбор в Пенсионный фонд Украины с операций по покупке валюты. В своем выступлении 9 сентября 2014 года Гонтарева отметила, что в Украине очень небольшой и несбалансированный рынок валюты. «Средний уровень торгов 200-300 млн. долларов в день. Это неприлично мало для 42-миллионной страны. И это в основном наши экспортеры и импортеры... Техническое функционирование нашего рынка не соответствует представлениям о гибком курсе", - сказала она, напомнив, что в первом квартале текущего года объем торгов превышал миллиард в сутки.

Есть, правда, еще инициатива народных депутатов с принятием законопроекта, которым предлагается изменить порядок расчета максимального и минимального размера пенсии. Законодатели, в частности, инициируют увеличить минимальную пенсию до двух с половиной прожиточных минимумов (сейчас один прожиточный минимум), а максимальную пенсию ограничить размером, который составит пять минимальных пенсий по возрасту (сейчас 10 прожиточных минимумов).

Итак, противоречий и разногласий в проведении пенсионной реформы у нас в Украине много, еще больше – где брать пенсионные деньги? Выходит, что по оценкам экспертов сегодня есть только три пути - наращивание дефицита Пенсионного фонда Украины, повышение налогов для бизнеса или эффективная пенсионная реформа. Все это, конечно, не добавляет нам уверенности в будущем. И, увы, мы по-прежнему не доверяем нашим реформаторам. Видимо, здесь и скрыта самая большая проблема. То есть до сих пор пути реформирования пенсионной системы Украины остаются для нас тайной за семью печатями.

Но почему нет масштабной пропаганды пенсионной реформы в Украине? Выходит, наши власти тоже в нее не верят, раз не хотят организовывать PR-компании, разъяснять людям – как будут формироваться их будущие пенсии? Наконец, кто сможет рассчитывать на благополучную старость?

Олександр Гончаров Олександр Гончаров , Директор Інституту розвитку економіки України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram