Сон в летнюю ночь

На этой неделе мир незаметно отметил пятилетку финансового кризиса, который, как оказывается, стартовал еще летом 2007 года. И еще долго бродил, как призрак, по Европе и Штатам, прежде чем заглянуть в середине 2008 года в наши гостеприимные края.

Фото: EPA/UPG

Что ж, когда находишься в дальнем углу мира, и хорошие, и плохие вести всегда приходят с опозданием. Как и 4 года назад, летом 2008 года, когда никто в Киеве не догадывался, что скоро все закончится, продолжая вакханалию бонусов, кредитов и найма, так и летом 2012 года в Украине все только и говорят о кризисе, не обращая внимания на стремительный рост мировых торговых площадок.

Когда-то все изменится, как всегда быстро и неожиданно, подобно перемене погоды и метаниям сердца красавицы. Глоток свежего воздуха после удушающей жары подобен перелому рынков на крутых пике, когда казавшийся очевидным тренд вдруг уходит на второй план, а спекулянты видят все тот же пейзаж, но уже в других красках. И неважно, это унылый вид мексиканских прерий или херсонских степей, привычная лесопосадка средней полосы или великолепные норвежские фьорды.

Природа фондовых рынков такова, что, в зависимости от сегодняшнего настроения, каждая из таких картинок может либо вызывать безудержный оптимизм, либо вогнать глубоко в депрессию. Вот и сейчас на глобальных рынках начала разжиматься пружина пессимистических ожиданий, максимально стиснутая неделей раньше. В итоге за последние 5 дней индекс S&P500 ни разу не закрывался в негативной зоне, в несколько прыжков взобравшись чуть выше отметки в 1400 пунктов и пока не уступая эту высоту. Индекс страха VIX, в свою очередь, комфортно обосновался у отметки в 15 пунктов.

При этом, вы не найдете ничего конкретного, что могло так обрадовать торговцев, которые уже спят и видят преодоление максимумов последних 3-х лет. И в такие моменты, в своих снах, измученный нервами, сигарами и лошадиными дозами виски, организм фондовых спекулянтов подобен олимпийцам, преодолевающим очередную планку и бьющим рекорды. Благо, пока еще не закончилась Олимпиада и каждый представитель офисного пролетариата может отождествлять себя с атлетом, причем выбор этих атлетов крайне велик (кому-то по душе бег, кто-то легко представит себя с шестом, ну а некоторые гурманы предпочитают женскую тяжелую атлетику).

Что ж, все выглядит весьма справедливо, ведь спорт все так же весь мир, или по крайней мере отражение этого мира. В котором толстые и тупые американцы по-прежнему самые богатые и спортивные, китайцы все еще не готовы захватить мир, но явно к этому стремятся, Россия безусловно продолжает непрерывно вставать с колен, уже обойдя в общем зачете такие родственные души как Северная Корея, Иран, Беларусь и Куба., а украинцы самые патриотичные. Именно патриотизм объясняет упорное нежелание украинских атлетов забираться на пьедестал, ведь каждая медаль – это удар по бюджету, который и так разворовали злобные «попередники».

Так что не удивительно, что спортивную карьеру украинские спортсмены завершают с депутатским значком, а потенциал спорта еще явно не исчерпан. Способные носить тяжести штангисты хорошо впишутся в список Партии Регионов, умеющие быстро и долго бегать женщины пригодятся оппозиции, а жадным боксерам (шутка ли, целых 5 медалей) прямая дорога к Наталье Королевской. Остальные разбредутся кто куда, не оставшись без дела, а женщины с веслами и наша дзюдоистка легко впишутся в список Радикальной Партии Ляшко, тем более олимпийское движение активно борется как с расизмом, так и с гомофобией.

Впрочем, Олимпиада подходит к концу, а на торговых десках пока еще не воцарилось царство терпимости и моральности, а значит игра продолжается. Тем более, что уже близится к завершению лето и не за горами сентябрь, всегда приносящий с собой много интересного. Что ж, оптимисты надеются, что он ознаменуется новыми мерами смягчения, разворотом в Китае и исчезновением с карты южной Европы. Пессимисты с радостным нетерпением ждут известий из Афин, Мадрида и иногда Рима.

И только украинцы ничего не ждут. В Киеве продолжается сезон пессимизма и безделья, а участники рынка спят днем и гуляют ночью. Как когда-то заметил один немецкий товарищ, сон разума рождает чудовищ. Но это, у них, в Германии, разум что-то решает, что хорошо заметно как в показателях ВВП, так и в пробеге немецких автомобилей. У нас же скорее подходит высказывание Александра Сергеевича (шутка ли, региональное «наше все» начиная с этой недели) – «Родила царица в ночь, не то сына, не то дочь,….а неведому зверушку». В общем, креатив и творческое начало не дают покоя украинской экономике.

И борьба с девальвацией ведется не только на межбанковском поле, где ставки овернайт если и опускаются ниже 20%, то лишь по чьему-то недосмотру, но и в информационном пространстве. Не успели все выучить текст оды гривне, как последняя завела свой экаунт в твиттере. В котором нынче активно кипит жизнь, и пока выражения там цензурные. Что ж, до той поры, когда вырастут цены на металл, все средства хороши, чтобы убедить экономическое сообщество в стабильности украинской валюты. Но пока на рынке царят девальвационные ожидания, съевшие более 50% от увеличения резервов НБУ от размещения евробондов. Девальвационные ожидания по гривне подобны вечному двигателю, ибо питают сами себя. Но является ли это их слабостью или силой, мы узнаем ближе к концу года. Пока же процесс борьбы с ветряными мельницами продолжается, Нацбанк в очередной раз ужесточает требования к резервам, в надежде, что теперь у банков точно не будет денег на покупку доллара.

Но, как известно, деньги в Украине есть всегда, даже если собрать налоги на 5 лет вперед и перестать возвращать НДС. Вот и на этой неделе в очередной раз кто-то купил пятилетние ОВГЗ на 260 млн. грн., снова и снова заставляя восхищаться украинским патриотизмом и альтруизм. Забыть о нем невозможно, а вот о том, что существует украинский рынок акций, можно довольно легко.

Индекс УБ продолжает безыдейно и безвольно болтаться между отметками в 1050 и 1100 пунктов, не находя в себе ни сил для роста выше, ни желания падать ниже. Тем более, стоимость активов как таковых, та самая пресловутая фундаментальная составляющая, перестала играть какую бы то ни было роль. На самом деле, если бы кто-то, чисто случайно, переставил бы рынок на 500 пунктов выше, то это бы ничего не изменило, и торговцы все также апатично бы сидели в коридоре 1550-1600 пунктов. А учитывая текущий уровень мировых фондовых рынков, можно было бы играючи переставить его и на 1000 пунктов.

Но это вряд ли кто-то сейчас заметил бы, а украинские торговцы лишились бы одного из своих двух любимых развлечений. К которым относится как стремительное падение вниз, добавляющее адреналин в кровь и людей на биржу труда, так и безудержная гонка по вертикали. Последняя на завершающем этапе завлекает на фондовый рынок охотников за счастьем, из той породы людей что раньше отправлялись за золотом на Аляску. Правда, в данном случае они приходят на вечеринку тогда, когда все мартини выпито, все золото выкопано и надо мыть посуду. Но бороться с природой невозможно, как и со сном и пессимизмом.

Так что все будет идти своим чередом, и местные трейдеры никогда не станут следовать заветам Уоренна Баффета, радующегося, когда что-то сильно падает в цене. А спекулянты никогда не превратятся в инвесторов, думающих не о сиюминутных рывках рынка, а о реальной стоимости того, чем они торгуют. А вот откуда возьмутся эти самые фундаментальные инвесторы, пока не ясно. Разве что, как всегда, заграница нам поможет….

Сергей Фурса Сергей Фурса , Специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram