ГоловнаБлогиБлог Ольги Вагановой

Пусть ледоколы проложат путь к большой воде

Правда ли, спрашивают нас, что закон 3081-д прописан так, что после его принятия доступ к государственной поддержке кино смогут получить только большие продакшены? Нет. Он так не прописан.

Но, если честно, я считаю, что сейчас, в данный исторический момент, правильней, чтобы в Украине начали снимать большие, технологичные и опытные, с высокой планкой качества. Объясню.

Фото: www.space.com

На мой взгляд, Украине нужны не просто just another 3-5 фильмов. Даже хороших фильмов. Нашему кино нужен новый подход, продюсерский. При котором фильм делается, чтобы на него массово пошел зритель; чтобы окупиться и на заработанное снять следующий фильм. Нужно украинское кино, которое народ будет обсуждать, ворчать в соцсетях: «конечно, пафос, сентиментальность прет из всех щелей, все не реально, но смотреть было как-то интересно»; «к тому же никто не умер, что тоже обрадовало. пессимистичных фильмов и так достаточно»; «актер справился вполне сносно» и даже «фильм не оправдал моих надежд после услышанных о нем восторженных отзывов, довольно предсказуемый и типичный сюжет». И, конечно, пусть вступят рационалы: «больше всего порадовало качество липкой ленты! Картошка вся замерзала, а скотч клеился к скафандру! Я потрясен! Фильм хорош, но по физике ставлю 2» (Это все были отзывы об американском фильме «Марсианин».

Сегодня мы 1) вступили в новый этап истории, с новым социальным договором; 2) переживаем довольно непростые времена. Старая система координат сбилась, новые ответы на вопросы противоречивы, зрада или перемога, непонятно.

Общество видит и определяет себя через свои истории, своих героев, их установки и модели поведения. Когда-то этими историями были устные пересказы и песни, потом – театральные представления, потом – книги, сегодня, во времена экранов, это – фильмы, сериалы, доступное развлечение для многих. Причем функцию национального нарратива могут выполнять фильмы самых разных жанров. «Марсианин» - научная фантастика о силе личности, оптимизме и твердом намерении не сдаваться, о командности и о том, что важна каждая человеческая жизнь. Все эти установки реализуются в фильме американцами, слаженной командой и в небе, и на земле. Заодно, фильм показывает геополитический расклад. Это хорошее кино, которое интересно смотреть, и показанные в «Марсианине» установки усваиваются зрителем легко, неосознанно, через вовлечение в историю. Массовым зрителем. И именно массовость дает обществу социальный эффект.

Кроме того, массовое кино дает государству экономический эффект. «Марсианин» заработал своим продюсерам $597 миллионов, 62% которых были получены из-за рубежа. Насколько серьезная поддержка массового кинопроизводства – это непросто и затратно для государства на этапе внедрения, насколько потом это выгодно, для того же государства. Подтверждение этому можно найти в любой стране, где действует система денежного возврата кинопродюсерам и господдержка кино- и сериальному производству. Коэффициент, который показывает позитивное экономическое влияние киноиндустрии на общество в целом, в разных странах разнится, нужно специально считать локально. Но вот PriceWaterhouseCooper и Oxford Economics, сделавшие не одну такую оценку, считают, что, в среднем, коэффициент для кинопроизводства – 2. То есть, каждая созданная в киноотрасли работа создает еще одну, смежную, работу, а каждый доллар, произведенный в киноотрасли и отразившийся в ВВП, генерирует еще один доллар в других сферах, который тоже отражается в ВВП. По данным исследования Европейской Аудиовизуальной обсерватории, в 2014 году каждая крона в программе поддержки кино Хорватии давала 1,26 крон поступлений в бюджет страны, в Венгрии это соотношение HUF1 льгот = HUF1.25 поступлений, в Чехии 1:1,5-1,625, в Италии 1:1,4, а во Франции 1:2,7-3,1.

Другие экономические эффекты от кинематографа: туризм и занятость. Массовое кино способно обеспечить работой немало творческих специалистов смежных культурных областей: актеров, музыкантов, художников. Благодаря кино, в Чехии каждый год создается примерно 2000 новых рабочих мест, а во Франции рост занятости в кинопроизводстве – 38% каждый год, начиная с 2004.

Вроде всё красиво, осталось чтобы заработало. Чтобы туристы увидели такой фильм, после которого захотелось бы приехать; чтобы зарубежные продюсеры нашли общий язык с местными специалистами; чтобы зрители увидели такую рекламу «Украинского марсианина», после которой твердо решили бы: «надо идти». И чтобы после просмотра им понравилось. А там будет написано «сделано в Украине». А в трейлере следующего фильма будет написано, что это «От создателей “Украинского марсианина”».

Давайте представим, что правительство выделило деньги из госбюджета на создание истребителя нового поколения. И объявило тендер среди авиастроителей. Должны ли быть какие-то квалификационные требования к участникам? Как обеспечить то, чтобы созданный на выделенные из бюджета деньги самолет был создан в срок и взлетел?

Взять компанию, у которой есть опыт, технологии и уже доказанная успешность.

Все эти годы украинские кинематографисты снимали фильмы, большую часть из которых массовый зритель не видел. Потому что цели донести кино до зрителя перед продюсерами не стояло. Не было конкуренции. Вернее, конкуренция смещалась на этап питчинга. Заработок продюсера нередко закладывался в бюджет фильма. И заработок на показе был уже не актуален.

А в это время телеканалы и продакшены бились за рейтинги, радовались успехам, потели над продающим промо, выходили на соседние рынки и боролись за зрителя там. Упаковывали свои продукты, работали с актерами и архетипами, пробовали интернет, тестировали варианты афиши, получали международные награды за постпродакшен.

И вот теперь, когда у нас, условно говоря, «нет права на ошибку», мне кажется, вперед должны выйти они и проложить путь к большой воде всем остальным.

К тому же, новую реальность нельзя снимать плохо, новый общественный договор не стоит показывать уныло. Иначе точно зрада.

А для молодых и независимых остается направление, которое звучит как «осуществление государственных закупок товаров, работ и услуг, необходимых для производства документальных, просветительских, анимационных фильмов, фильмов для детской аудитории и фильмов-дебютов в объеме до 100% (включительно) от общей сметы производства фильма».

Или, если хочется в коммерческое кино, то копродакшены с большими компаниями.

Или просто напрямую подаваться на государственную поддержку: до 80% стоимости кинофильма, до 50% стоимости сериала при подтверждении наличия у продюсера остальных средств.

Потому что нет в законопроекте такого ограничения, что только большие продакшены могут подаваться. Почитайте сами.

Ольга Ваганова Ольга Ваганова , StarLightMedia, #КіноКраїна
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram