События на море
25 ноября украинский корабельный отряд осуществлял переход из порта Одессы в порт Мариуполя. Используя свое право согласно Договора между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива 2003 г., военные корабли должны были свободно пройти Керченский пролив и зайти Азовское море. При этом, украинская сторона согласно заявлений руководства ВМС Украины, а также материалов радиообмена, предупредила о проходе своих кораблей в Азовское море. То есть, украинская сторона де-факто, действовала также как и во время сентябрьского прохода кораблей «Донбасс» и «Корец». Однако российская сторона на этот раз уведомление проигнорировала и умышленно взяла курс на эскалацию напряжения в регионе.
Сначала отряду было запрещено движение в направлении Азовского моря. Затем созданы физические преграды в виде судна, установленного поперек фарватера под аркой Керченского моста, что сделало невозможным продолжение перехода. При этом публично РФ заявило, что корабль в проливе, в аккурат поперек, сел на мель, полностью заблокировав судоходство. В результате образовался огромный затор из нескольких десятков гражданских суден, как в Азовском, так и Черном морях, которые намеревались пройти пролив.
Утром начались попытки физического вытеснения отряда из Керченского пролива путем многочисленных (до 9) навалов и даже тарана пограничным кораблем ФСБ «Дон» украинского буксира «Яны Капу», который был разрушен - были повреждены главный двигатель корабля, обшивка и леерное ограждение, а также в результате столкновения потерян спасательный плотик. Россияне явно пытались спровоцировать украинские катера на ответную реакцию. Однако этого не произошло.
Когда же, учитывая осложнения обстановки, было принято решение возвращаться в Одессу, превосходящие силы кораблей и катеров ФСБ и Черноморского флота РФ (пограничные катера типа «Соболь», ПСКР «Дон», катера типа «Мангуст», МПК «Суздалец» и т.п.) и авиации начали препятствовать этому, осуществляя опасные маневры и незаконно требуя остановиться. Наконец, они начали угрожать применением силы, а уже после выхода украинского отряда в нейтральные воды (то есть за пределы 12-мильной зоны), корабли ФСБ открыли по нему артиллерийский огонь на поражение.
При этом артиллерийским огнем на поражение был поврежден МБАК «Бердянск», который потерял возможность двигаться, а часть личного состава получил ранения (по разным оценкам - до 6 человек, в том числе 2 - в тяжелой степени). Вскоре российский спецназ высадился на борт и захватил этот катер и буксир «Яны Капу». МБАК «Никополь» пытался избежать захвата и продолжил маневрирование, пытаясь покинуть район схватки самостоятельно.
В дальнейшем катера и буксир были отбуксированы в порт Керчь.
Свои агрессивные действия ФСБ РФ объясняет якобы нарушением украинским кораблями государственной границы РФ. В частности, об этом говорится в заявлении такой незаконной структуры как «пограничное управление ФСБ РФ по Крыму».
Очевидно, что повод вполне вымышленный и не имеет ничего общего с реальностью, поскольку авторитарная власть РФ планировала эту провокацию заранее, еще после успешного прохода Керченским проливом корабля управления «Донбасс» в сопровождении буксира. По-видимому, тогдашний поход украинских судов уж слишком сильно ударил по российскому самолюбию.
Не скрытый акт агрессии и нарушения права
Проведя такие действия РФ откровенно нарушила нормы международного права, регулирующие режим судоходства в Черном море. Это Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Устав ООН, резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 3314 (ХХIХ) 1974 г., а также Договор между Украиной и Россией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива 2003 г., которым регулируется порядок использование Азовского моря и Керченского пролива.
Так, согласно статье 17 Конвенции ООН 1982 г. все государства при условии соблюдения Конвенции суда всех государств, как прибрежных так и тех, которые не имеют выхода к морю, пользуются правом «мирного прохода через территориальное море». Согласно статье 24 той же конвенции прибрежное государство «не должно препятствовать мирному проходу территориальным морем иностранным судам».
Ч.1 ст.36 этого же документа определено, что в проливах, указанных в ст.37 Конвенции ООН, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно оказываться препятствий.
Далее, согласно пункту 1 статьи 2 Договора 2003 г. «торговые и военные корабли ... под флагом Украины или России ... пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободным судоходством». На практике это означает, что Украина не имела даже обязательства о чем-то сообщать России, ведь действовала в соответствии с упомянутыми документами. Кроме того, стоит напомнить РФ, что Крым является оккупированной территорий, что признанно не только Украиной. И поэтому все инсинуации, касающиеся территориальных вод РФ в Крыму, являются неправомерными.
Ну, а навал, таран, обстрел военного корабля, который является суверенной территорией государства, и дальнейший его захват, по сути, является актом прямой агрессии, определенным резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №3314 (ХХIХ) 1974 г. – «применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства».
Что дальше?
Конечно, такие действия РФ по отношению к украинским кораблям должны иметь соответствующую реакцию со стороны Украины.
Так, был собран военный кабинет, а в дальнейшем произошло ночное заседание СНБО Украины. В результате Президент Петр Порошенко предложил Верховной Раде рассмотреть решение о введении военного положения в Украине на 60 дней на внеочередном заседании в понедельник 26 ноября.
Можно прогнозировать, что в дальнейшем Украина, скорее всего, денонсирует Договор между Украиной и РФ об использовании Азовского моря и Керченского пролива. Ведь согласно этого документа Азовское море признавалось внутренним морем двух государств, где, де факто, не действовало международное морское право, и Украина не могла спокойно себя чувствовать даже в 12-мильной зоне своих территориальных вод. Сейчас же своими агрессивными действиями РФ подталкивает Украину к разрыву этого договора, так как Кремль попросту его не придерживается.
Касаемо активного военного противостояния между Украиной и РФ на море, то в текущей ситуации это вряд ли возможно, из-за недостаточных украинских возможностей и ресурсов. Поэтому официальный Киев будет использовать все возможные международные площадки для давления на РФ - в ООН, ОБСЕ ЕС и т.п.
Что в принципе уже происходит в течение сегодняшнего дня. Так, состоится заседание СБ ООН, где главным вопросом станут неправомерные действия РФ по отношению к украинским военным кораблям. Кроме того, Украина инициировала экстренное заседание постоянного совета ОБСЕ и начаты переговоры с лидерами G7, и другими партнерами Украины. Также, в телефонном разговоре с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом президент Петр Порошенко договорился о срочном созыве чрезвычайного заседания комиссии Украина-НАТО по тому же вопросу.
Невзирая на то, что в ответ на российские действия Вооруженные Силы Украины приведены в полную боевую готовность, никто не намеревается ни на кого нападать. Лишь обеспечить защиту суверенитета и территориальной целостности государства.
Фактически, Украина демонстрирует, готовность к решительным действиям, однако уклон, безусловно, идет на использование политико-дипломатического инструментария.
Действия и противодействия
Конечно, то, что произошло в Керченском проливе, однозначно не останется не замеченным. Ведь такие действия РФ несут в себе угрозу полномасштабного военного конфликта и безопасности для государств всего Черноморского региона. Ведь это все продолжение политики Москвы по обеспечению полного контроля над Азовским морем. Сначала - грубое нарушение норм международного морского права и Конвенции ООН о Свободе мореплавания стало строительство РФ Керченского моста, из-за которого Украина начала терять миллионы гривен и рабочие места в украинских портах в Мариуполе и Бердянске.
Далее – задержание для проверки торговых судов, пересекающих Керченский пролив, не на 3-5 часов, как об этом заявляет МИД РФ, а на несколько суток, а иногда недель.
И вот на этот раз - расстрел и захват украинских военных кораблей, чем Москва фактически закрыл Керченский пролив для Украины.
Если мировое сообщество не отреагирует на действия Кремля на Азовском море, РФ продолжит свою политику уже по блокированию Украины на Черном море, а это значит что эскалацию напряжения стоит ждать уже на восточном фланге НАТО.
Фактически, Кремль целенаправленно и системно дестабилизирует ситуацию в регионе и пытается, как и раньше, разрушать действующую архитектуру безопасности. Если международное сообщество не отреагирует сейчас на действия РФ усилением санкций и реальным игнорирование Кремля на международном уровне, то ситуация только будет ухудшаться. Украина не может сама противостоять такому сильному противнику, поэтому помощь и единство международного сообщества сейчас будет как никогда уместно.
Одним из дальнейших путей развития событий может быть расширения мандата СММ ОБСЕ на Азовское море. Совместное патрулирование этой территории может сбить существующий градус напряжения и не допустить дальнейшей эскалации. Денонсация Договора между Украиной и РФ об использовании Азовского моря и Керченского пролива позволит нам установить 12 мильную зону и полностью контролировать ее, а порядок использования Керченского пролива и нейтральных вод в Азовском море вернуть в поле действия международного морского права.