ГоловнаСвіт

Обшуки і затримання журналістів у Білорусі. Навіщо Лукашенко затіяв "велику чистку"

Спецслужбы Беларуси начали масштабную зачистку информационного пространства: уже несколько дней продолжаются задержания независимых журналистов и обыски в редакциях ведущих СМИ. Новая волна репрессий может свидетельствовать о том, что Александр Лукашенко решил не дожидаться открытого конфликта с Кремлём и превентивно укрепить тылы - провести в Беларуси досрочные президентские выборы.

Фото: EPA/UPG

Утром 7 августа сотрудники Следственного комитета пришли с обыском в офисы TUT.by и БелаПАН - крупнейшего интернет-портала Беларуси и крупнейшего независимого информационного агентства соответственно. Обыски проходили в рамках уголовного дела о несанкционированном доступе к новостям государственного информагентства БелТА. В течении дня были задержаны 8 человек - 6 редакторов и 2 журналиста. Трех человек - редакторов TUT.by Марину Золотову и Анну Калтыгину, а также политического обозревателя БелаПАН Татьяну Коровенкову - СК официально объявил главными подозреваемыми и взял под стражу на трое суток.

На следующий день следователи нагрянули с обыском к корреспонденту Deutsche Welle в Беларуси Павлюку Быковскому - его также отправили за решетку на трое суток. Кроме того, силовики задержали редактора сайта независимой газеты “Белорусы и рынок” Алексея Жукова, а также редактора и трёх журналистов портала Realt.by (ресурс пишет о недвижимости). Прошли обыски в государственной газете “Культура” и компании-телепровайдере “АйТиВи”.

“Дело БелТА” (именно так дело окрестили в прессе) стало для белорусского медиа-сообщества полной неожиданностью. Обвинение в краже новостей у государства сложно воспринимать всерьез. Задержанных подозревают в том, что они якобы 15 тысяч раз (!) на протяжении двух лет пользовались чужими паролями для доступа к платной подписке БелТА (она дает возможность прочесть новости на 15 минут раньше, чем они появляются на сайте агентства), чем “подорвали деловую репутацию предприятия”. При том что БелТА - это далеко не BBC и не Reuters. БелТА - это официоз, специализирующийся исключительно на сухих сводках о деятельности госструктур и президента Лукашенко. Аудитория агентства в 46 (!) раз меньше аудитории TUT.by.

Странно и другое: TUT.by и БелаПАН никогда не были в опале у власти. В отличии, например, от “Хартии” или “Белорусского партизана”, которые находятся в открытой оппозиции политическому режиму Лукашенко, эти издания всегда проводили сдержанную информационную политику, позиционируя себя как нейтральные СМИ. Эту сдержанность государство казалось бы ценило: журналистов TUT.by и БелаПАН не преследовали и даже пускали на мероприятия с участием Александра Лукашенко. Мстить этим изданиям было попросту не за что.

Логика репрессий

На фоне событий последних дней пользователи соцсетей все чаще рассуждают о том, что “в белорусском королевстве творится что-то неладное”.

Действительно, волны репрессий в Беларуси обычно имеют четкую политическую логику. Массовые аресты оппозиционеров и просто недовольных, организованные наезды на независимые СМИ - все это традиционно происходит в периоды, когда белорусская власть чувствует себя наиболее уязвимо. Проще говоря - когда Александр Лукашенко ощущает реальную угрозу потери власти. Обычно это происходит в период президентских выборов, массовых протестов или экономического кризиса.

Задержание во время празднования Дня Воли в Минске, 25 марта, 2018.
Фото: mediabrest.by
Задержание во время празднования Дня Воли в Минске, 25 марта, 2018.

Так было всегда. Весной 2017 года повальные аресты и сфабрикованное спецслужбами дело “Белого легиона” были обусловлены массовыми протестами против “декрета о тунеядцах”. Президентские выборы, массовые протесты против их фальсификации и последующая катастрофическая девальвация национальной валюты стали причиной репрессий 2010-2011 гг. - тогда количество политзаключенных в стране достигло рекордной отметки. Страх перед “цветной революцией” в Беларуси определили репрессивную политику Лукашенко в 2005-2006 гг. Зато, например, президентские выборы 2015 года прошли в вегетарианской атмосфере - тогда угрозы своей власти Лукашенко не чувствовал абсолютно.

Стандартного набора условий, необходимых для масштабной волны репрессий, на первый взгляд нет и сегодня. Массовых протестов в Беларуси не наблюдалось с марта 2017 года и ничего подобного оппозиция не планирует. Следующая электоральная кампания, согласно календарю - только в 2020 году. Экономика демонстрирует некоторый рост, а принятие непопулярных социальных законов не ожидается. Но при этом спецслужбы Беларуси внезапно получают санкцию на “охоту за журналистами”. Свидетельствовать это может только об одном: в контексте непростых отношений с Москвой Лукашенко все больше чувствует шаткость своего положения.

“Генерал-губернатор” для Беларуси

Российская сторона тем временем продолжает делать болезненные для имиджа Лукашенко “сливы”. В понедельник телеграмм-канал “Незыгарь” (тот самый, что недавно практически “похоронил” главу белорусского государства) сообщил, что Владимир Путин настаивает на добровольном уходе Лукашенко с поста президента Беларуси. Якобы в ходе предстоящей встречи лидеров России и Беларуси в Сочи будут обсуждаться гарантии личной безопасности Лукашенко и его семьи после отставки. Еще на ряде малоизвестных российских ресурсов появились материалы, главная мысль которых - “аншлюс Беларуси неизбежен”.

Одновременно РБК сообщило, что Михаил Бабич, которого Кремль готовится сделать своим послом в Минске, получит еще и статус спецпредставителя Путина в Беларуси. Подобное совмещение - исключительный случай в дипломатической практике России. Ранее статусы спецпредставителей получали, например, послы в Украине - Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов. Спецпредставитель, в отличии от обычного главы посольства, имеет право ставить задачи органам российской исполнительной власти и собирать совещание с участием членов правительства. В прессе после этого осторожно заговорили о том, что Бабич, видимо, будет в Минске не послом, а кем-то вроде путинского “генерал-губернатора”.

Некоторые журналисты в Беларуси успели предположить, что Лукашенко зачищает теперь информационное пространство даже не для себя, а для того, кто вскоре его заменит - будет ли это “генерал-губернатор” из России или его преемник из белорусской номенклатуры. Однако вариант добровольной отставки Лукашенко представляется наименее вероятным из всех возможных. Лукашенко - не просто авторитарный лидер. Он не Серж Саргсян и не Виктор Янукович, не генерал Ярузельский и даже не Августо Пиночет. Лукашенко - это человек, чьё “я” полностью слилось с государством и властью. Он даже не ставит знак равенства между этими понятиями, он искренне считает, что государство - это он и есть.

Досрочные выборы?

Куда более вероятно, что Лукашенко решил сыграть на опережение и провести в Беларуси досрочные президентские выборы - пока Путин не перешел к активным действиям на “белорусском фронте”. Т.е. фактически Лукашенко решил обезопасить свои тылы.

Центризбирком Беларуси ранее уже допускал, что одна из двух намеченных на 2020 год электоральных кампаний (президентские и парламентские выборы) пройдет раньше. Как отметила глава ЦИК Лидия Ярмошина, совмещение двух кампаний может “дестабилизировать обстановку” в стране. Судя по всему, Лукашенко уже принял окончательное решение провести президентские выборы в 2019 году - причем, как можно раньше.

LB.ua уже писал, что к подобному решению Лукашенко подталкивают объективные экономические факторы. На 2020 год еще не согласованы цены на газ, к этому времени еще более ощутимы станут последствия “налогового манёвра” Кремля в нефтяной сфере, да и российский рынок для продукции белорусского АПК будет все более сужаться - Москва ведь уже пообещала со временем полностью отказаться от белорусской молочки.

Нервная политическая атмосфера (назначение Бабича, разговоры о болезни Лукашенко, слухи об аншлюсе Беларуси) заставляют белорусского лидера еще больше торопиться. Нельзя исключать, что президентские выборы в Беларуси пройдут уже в начале 2019 года, а нынешняя зачистка медиапространства - неофициальный старт предвыборной кампании Лукашенко.

Лукашенко готовится к бою

К слову, первая половина года ушла в Беларуси на чистку антикоррупционную. В ходе беспрецедентной кампании были арестованы более полусотни чиновников в разных отраслях государственного управления. Только в рамках так называемого “дела медицинских функционеров” были задержаны более 60 человек, десятки чиновников стали фигурантами “лесного дела” и “дела браконьеров”. При получении взятки в 200 000 долларов арестовали помощника Лукашенко по Гродненской области Сергея Ровнейко.

Лукашенко во время военных учений Россия-Беларусь «Запад 2017», 20 сентября 2017.
Фото: EPA/UPG
Лукашенко во время военных учений Россия-Беларусь «Запад 2017», 20 сентября 2017.

Аналитики отмечали, что масштабная антикоррупционная кампания, столь широко освещаемая госСМИ, в том числе затеяна для повышения рейтинга Лукашенко с прицелом на будущие выборы.

И вот, после акции по устрашению чиновников, Лукашенко решил поставить под тотальный контроль медиапространство - “дело БелТА” стало следующим пунктом программы по укреплению тылов.

Планирует ли Путин аншлюс Беларуси, смещение Лукашенко или что-то еще на белорусском направлении - мы сегодня можем только гадать. Однако сам Лукашенко в российскую угрозу, судя по всему, действительно поверил и теперь готовится всерьез бороться за свою власть. А перед боем он, как и всякий диктатор, устраивает “большую чистку”.

Ігар ІльяшІгар Ільяш, журналіст (Білорусь)
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram